Надежда на выборы без Майдана

30 мая 2016, 07:52

Вполне возможно, что когда-нибудь в учебниках истории все массовые протесты в Украине начала XXI века, включая (где-то в середине списка, как один из ряда революционных моментов) и Майдан 2013-2014 годов, сведут в единственный обобщающий абзац. Или, чуть позже, в предложение. Потому что "нет у революции конца". Вернее, она должна закончиться только так, чтобы Украине было хорошо.

Мы хотим честной, профессиональной и эффективной власти, которая начнет менять нашу жизнь к лучшему. Но сама власть без давления "снизу" наши ожидания не оправдает.   

Реклама

Очень плохо, что у нас не оказалось такого мощного, мирного и конструктивного движения, каким была польская "Солидарность", вынудившая страну стать на путь реформ и не дававшая возможности сойти с него. У нас критиков много, но за дрязгами – нет почти никакого влияния ни у гражданских инициатив, ни у средств массовой информации.

На нашу долю, начиная с "Украины без Кучмы" в 2000-м, выпала серия крупнейших, даже по мировым меркам, протестов. Их сила с каждым разом нарастала. Последний Майдан был самым мощным протестом людей, большинство из которых искренне верили в то, что говорили. Но теперь многим кажется, что все зря.

Можно назвать Майдан провалом, но в то же время он преподнес и серьезный урок. До него считалось, что ради достижения социальных изменений достаточно вывести на улицы побольше – сотни тысяч или миллионы – людей, которых сплотила общая идея.

Реклама

Сначала казалось, что такая тактика сработала и в этот раз. Но в итоге выяснилось (и это самое важное, чему научил Майдан), что, сделав первый шаг, требовалось быть готовыми сделать и второй. Майдан в лице интеллигенции и образованной молодежи не был готов к участию в выборах, а просто передал власть людям, жаждавшим ее получить. (Парасюк, Гаврилюк и пр. не в счет).

Сейчас нагнетается напряженное ожидание новых протестов. Речь чуть ли не о новом Майдане. Чушь. Во-первых, революция всегда начинается неожиданно, без анонсов. Во-вторых, она уже не может придерживаться того же сценария. Если Майдан не сработал, то должны появляться новые модели гражданского активизма.

Говорят, что в этом политическом сезоне сменились гендерные акценты, и в решительный бой вступили женщины. Да, Савченко и Тимошенко сыграют свою разрушительную для власти роль. Но они не выведут в политику новых людей.

Реклама

Зато, что характерно, и общественными движениями в последнее время  командуют женщины. Во всяком случае, в Киеве в среде мужчин – гражданских активистов явно наблюдается своеобразный кризис. И на женщин больше надежды, в первую очередь, в том, что касается мирных протестов, к организации которых они могут подойти по-новому.

Люди уже не станут присоединяться к социальным движениям только из-за их масштабности. Теперь им важно, чтобы у этих движений был шанс на победу ненасильственным путем. То есть, получается, через выборы, которых должны добиваться активисты через мирные протесты и к которым они должны сами же и готовиться.

Мир стремительно меняется. В Соединенных Штатах до сих пор аксиомой казалась невозможность третьей, кроме республиканцев и демократов, силы.  А теперь, когда Дональд Трамп стал кандидатом в президенты от Республиканской партии, сами республиканцы поговаривают о ее создании.

А в Украине возможны вообще любые неожиданности, в том числе и за считанные месяцы до внеочередных выборов. Посмотрите, как каждый месяц меняются рейтинги партий в соцопросах. Вспомните всю новейшую политическую историю Украины. Партии, казавшиеся самыми мощными, в конечном счете всегда оказываются колоссами на глиняных ногах.

Бороться за места в парламенте в одномандатных округах по мажоритарной системе – святое дело. А создать и протолкнуть общественную партию по пропорциональной системе в общегосударственном округе – почему бы и нет?

Так наверняка уже скоро попытаются сделать известные, прямо скажем, негодяи. Но, в конце концов, когда все в нашей жизни так непредсказуемо, то чем черт не шутит, и вдруг на волне подъема протестных настроений смогут объединиться хорошие люди, которых больше? Пусть не на ближайших выборах – так хоть на следующих. Чем чаще они будут, тем быстрее поменяется так называемая элита.

Мы презираем власть – но лучшие из нас должны в нее идти. Потому что ситуация подстегивает. Согласно недавнему опросу Центра Разумкова, более 56 процентов украинцев не готовы больше терпеть материальные трудности ради призрачных реформ. Из них 32 процента – потому что считают уже свое нынешнее положение невыносимым. Почти четверть украинцев считают, что в 2016 году наступит экономический коллапс.