Налоговые баталии: способ передела дыр в бюджете

2 ноября 2015, 08:52

Независимая Украина никогда не знала наблюдаемых нами уже несколько месяцев ожесточ е нных налоговых споров власти и бизнеса. И не только ожесточенных, но и с возрастающей яростью создателей рабочих мест и борцов за рынки. Многих я знаю – это реальные предприниматели, вынуждено обманывающие власть. И их, конечно же, не мо гу т не злить настойчивые попытки власти переделить то, чего нет (переделить несуществующие доходы).

Особенно тревожит игнорирование нашей властью позиции МВФ – нашего генерального кредитора, который в принципе солидарен с нашим бизнесом. Он устами его представителя в Украине Жерома Ваше заявил о категорическом непринятии вариант а налоговой реформы, предложенной законопроектом 3357. Об этом подробней в конце колонки.

Реклама

Бизнес прав!

Широко известно: Мы вошли в 25-й год Независимости без эффективных государственных, присущих даже либеральным экономикам, систем регулирования бизнесов. Именно поэтому и в целом бизнес, и власть, в конечном счете, дерутся за передел финансовых дыр, возникающих из-за "нерасторопности" власти. И это есть фундаментальной основой этих словесных сражений. Постараюсь пояснить данное высокопарное утверждение.

1. Мы проиграли соревнование на мировых рынках

Реклама

Макроэкономическая статистика говорит, что в конце 1980-х Украина, Польша и Турция производили примерно одинаковый, чрезмерно маленький ВВП на душу населения. Сегодня же мы отстали от Польши и Турции, так как производим ВВП на душу в несколько раз меньше, чем наши сестрички, чем наши вечные исторические конкуренты.

Есть, конечно, разные причины такого нашего позора. Но! Главное – у нас крайне неэффективное регулирование бизнесов. И виноват в этом, конечно же, не бизнес. Виновата власть, которая (хоть ты лопни!) упорно уходит от создания современных, основанных на внедрении лучшего мирового опыта, систем регулирования бизнеса. А ведь именно поэтому наш бизнес зарабатывает значительно меньше денег, чем хотели бы делить властители. И ведь именно поэтому наш бизнес стал виртуозом в создании теневых схем, "конвертизации" зарплаты и подкупе политиков. А ведь мы же ещ е каких-то 25 лет назад даже наполнения слова коррупция толком не понимали…

2. Так и не созданы специальные экономические зоны – оазисы развития бизнеса с многолетним отсутствием фискалов

Реклама

В самом близком нашем успешном конкуренте – в Польше – действуют 14 свободных экономических зон, где предприниматели не платят (!) налоги и открывают бизнес за 2 недели. Иностранные инвесторы активно работают на территории польских зон. Их не пугает, что только в 6-ти СЭЗ есть гарантии стабильности бизнес-деятельности на 20 лет. Знают ли об этом польском опыте наши вожди? Вряд ли!

В Турции действует 20 свободных экономических зон. На них не распространяются, например, правовые нормы по экспорту, импорту и валютным операциям. Там нет процедурных ограничений по ценам, стандартам и качеству товаров, предусмотренных турецким законодательством. И Турция бурно (по сравнению с нами) раст е т. Пора бы нашим вождям вспомнить известную арию Карася из "Запорожца за Дунаем", а именно:

" Тепер я турок, не козак,

здається, добре одягнувся!

І як воно зробилось так,

що в турка я перевернувся?"

Хочу напомнить читателю: до 2005 г. у нас было пару десятков СЭЗ. В судостроении СЭЗ "Николаев" была особенно результативной. Но после прихода в премьерское кресло Тимошенко они были ликвидированы . А мы все уповаем на приток иностранных инвестиций. Ну, а восстановления СЭЗ, даже для судостроения, не предвидится…

3. Вспомним: м алый бизнес – фундамент современной цивилизации

Время от времени наши властители изрыгают словеса о его, малого бизнеса, важности. Но з а 25 лет в Украине так и не создана хоть какая-либо система регулирования малого бизнеса. А ведь во всех сколько-нибудь разумных странах такие системы есть.

Особенно бередит душу и генерирует белую зависть опыт США, о котором я уже писал: Украинская власть идет в ЕС без малого бизнесаКак сделать экономику Украины более конкурентоспособной.

Известно, что в этой колыбели свободного предпринимательства чуть ли не 2/3 ВВП созда е тся "малышами". Обязуюсь за ближайшую неделю дать более полную заметку по теме регулирования малого бизнеса в США, дабы читатель лучше понял нашу потрясающую отсталость в развитии этого важнейшего сектора государственной политики современных экономик.

С целью усиления требования о создании нормальной системы регулирования "малышей", хочу обратить внимание читателя на то, что важнейшие инструментарии нашего нынешнего бытия были созданы "малышами". А именно: Интернет, Google , Facebook . Стив Джобс создавал даже Apple, будучи "малышом". А радиосвязь? Тут вообще унижающий восточных славян случай…

Первый в м ире сеанс радиосвязи между Кронштадтом и Санкт-Петербургом состоялся в 1895 г. Но п очему-то янки "сделали" (извините!) наших предков. Например: многие знают о компании Motorola , десятки лет лидировавшей в мировом производстве радиоаппаратуры – это (ныне реформированная) громадная американская компания. Стартовала она в 1928 г, во время Великой Депрессии. Работало в ней 5 человек, общая зарплата которых в первую неделю работы составила 63 доллара. И вышла на мировые рынки!

Свои вертол е ты Игорь Сикорский, выпускник нашего КПИ, тоже создавал в малом предприятии. Долгие годы дела шли у него туговато. И спас его от разорения российский композитор Сергей Рахманинов тем, что занял ему вначале 1920-х аж 5 тыс. дол. США. И вскоре наша цивилизация получила вертол е т.

Кстати, с истема регулирования малого бизнеса в США был а в принципе создана после Великой депрессии. Аналогию с наш ей ситуацией не видите? Правда, нынешняя Администрации малого бизнеса США создана в 1953 г. – 62 года назад.

В отличие от США и ЕС, у нас никогда не было системы государственной власти, регулирующей и поддерживающей малый бизнес. Недавно состоявшееся создание Государственной регуляторной службы этот вопрос не решает, хотя бы потому, что регуляторная деятельность имеет весьма широкий диапазон заданий, включая контроль чистоты унитазов на заводах. Е е нынешний толковый руководитель Ксения Ляпина вряд ли сумеет уделять столько же внимания "малышам", сколько уделяют администратор Администрации малого бизнеса США или европейские комиссары.

Особенно хочу отметить:

Действующие за границей системы регулирования малого бизнеса не предусматривают раздачу бюджетных денег. И красть просто нечего. Они владеют весьма утонч е нными и изысканными безденежными механизмами поддержки "малышей".

4. Село – спаситель Украины – не имеет достойной системы регулирования

Прошу к таблице "2001-2014 года. Показатели в млрд. дол. США"

Сальдо торговли товарами в целом-102
Сальдо торговли продовольственными товарами и сырь е м для его производства59
Сальдо торговли товарами БЕЗ продовольствия-161


По данным Национального банка Украины, которыми руководствуется весь м ир, за последние 15 лет мы продали товаров на внешних рынках на 102 млрд. дол. США меньше , чем купили.

Однако н аше село (наш АПК, точнее) за этот же период продало товаров на внешних рынках на 59 млрд. дол. США больше , чем Украина в целом купила товаров этой группы . Блестящий результат! Но э то ещ е не вс е.

Зададим себе вопрос: а что бы было, если бы село сработало так же отвратительно, как и остальные сектора экономики в целом? Тогда бы негативное сальдо в торговл е товарами на мировых рынках приблизилось к 161 млрд. дол. США. И что было бы с нами?

А какие же улучшения в регулировании получили наши селяне? Никаких! Их вообще собираются ободрать принятием законопроекта 3111. И это при том, что в США уже десятки лет существует мощнейшая система регулирования сельского хозяйства, от которой наши вожди упорно отворачиваются… Почему?

5. Морская индустрия – ворота для оттока миллиардов долларов ВВП

Развернутое объяснение этого тезиса дам в отдельной заметке.

Вместо эпилога, почти эпитафия: Как договоримся с МВФ?

Насколько я понимаю, авторы законопроекта о налоговой реформе №3357 не смогли убедить МВФ, что предложенные изменения радикально улучшат экономику Украины.

Недоумеваю: н еужели эти 115 авторов – народных депутатов – не знают, что МВФ, образно говоря, является генеральным кредитором Украины, генеральным спасителем нашей воющей державы?

Неужели им наплевать на то, что МВФ считает этот законопроект крайне рисковым?

Неужели нардепы не согласны с тем, что по оценке МВФ сокращение налоговых поступлений составит 9-10% ВВП, а это катастрофа для нашей державы?

Позиция нардепов особенно удивительна на фоне того, что Жером Ваше неоднократно и абсолютно ч е тко указывал на готовность МВФ к глубокому конструктивному диалогу.