Не молчите, а то мелкие шаромыжники будут считать вас глупее себя

10 октября 2017, 09:15

…Купив билеты, мы быстрым шагом отходили от железнодорожной кассы, когда услышали позади оклики: "Погодите, пожалуйста! Одну минуточку! Будьте любезны!". Оглянулись. За нами, вытянув вперед руку с зажатой ладонью, бежит немолодая уже кассир. Догнала, раскрыла ладонь – в ней несколько монеток: "Вот, вы забыли взять сдачу, 76 копеек. Возьмите, пожалуйста, мне чужого не надо".

Это из области фантастики. На самом деле нам с женой пришлось проявить настойчивость, чтобы вытребовать у кассира те самые 76 копеек, на которые она собиралась нас обсчитать.

Реклама

Я периодически езжу в электричках, и практически всегда, когда не получается расплатиться за билеты карточкой (а банковских терминалов в большинстве касс или совсем нет, или они "не работают"), сталкиваюсь с тем, что меня хотят обмануть самым неприкрытым образом: округляя цену в большую сторону.

Например, в этот раз кассир назвала сумму – 31 гривня. Мы заплатили и, не отходя от кассы, за пару секунд суммировали стоимость билетов – получилось 30 гривен 24 копейки. Мы вежливо и очень тихо попросили дать сдачу. Но непробиваемая глупость, помноженная на примитивную жадность, заставила кассира, вместо того, чтобы без лишнего шума положить в окошко копейки, разыграть спектакль. Она вскакивала и выбегала из своей каморки, а взяв в руки билеты, долго пересчитывала. Очевидно, надеялась, что собравшаяся очередь заклюет нас.

Но мы были настойчивы, а нашим народом я горжусь! Впервые в моей практике стоявшие в очереди будущие пассажиры электричек нас поддержали. Никто не стал, как это бывает в очередях, особенно когда люди спешат, безоговорочно заступаться за кассира.

Реклама

Наоборот, вдруг оказалось, что тема копеечных обсчетов волнует практически каждого. Гнев людей вспыхнул бы с немалой силой, если бы кассир продолжала ломать комедию еще какое-то время. У нее не получилось гордо швырнуть мелочь, и даже "последнее слово", которое, вместо извинения, должно было стать уничижительным, прозвучало жалкой просьбой: "Мужчина, идите отсюда".

В любом продмаге, где на кассах работают такие же люди, вам гарантированно назовут точную цену вашей покупки, вплоть до копейки. А в железнодорожной кассе ее округляют. В предыдущих случаях, происходивших со мной, округляли стоимость билетов иногда даже в гривнях – было, что и на полторы гривни, до круглого числа. Это не вызвано отсутствием мелочи. Когда людям называют цену в гривнях и копейках, они всегда роются в кошельке и находят, сколько надо. Если кассир скажет, что не хватает сколько-то копеек на сдачу, люди всегда снисходительно махнут рукой: мол, и не надо, какая мелочь. Так называйте же точную цену – но нет.

Я когда-то приблизительно прикидывал, сколько в результате округления остается в кассе за день, учитывая, что через нее проходят тысячи пассажиров. Сумасшедшие деньги. Но я не об этом хочу сказать, а о нашем отношении к подобным вещам. Почему мы позволяем так с собой поступать?

Реклама

Лично я перестал стесняться требовать сдачу после того как прочитал воспоминания бывшего украинского дипломата. Он описывал приезд в Киев, в перестроечном конце 1980-х, американского мультимиллионера. Дипломат обедал с ним в ресторане. Получив счет, мультимиллионер внимательно его изучил и обнаружил, что официант приписал буквально какую-то мелочь даже по советским масштабам – что-то в пределах двух рублей.

Американец потребовал руководство ресторана и, через дипломата в роли переводчика, принялся распекать официанта и требовать от его начальников показательного наказания, вплоть до увольнения. Украинец сгорал от стыда за гостя страны. Когда вышли из ресторана, спросил у того, зачем вообще он смотрел счет и устроил самый настоящий скандал. Ведь он же мультимиллионер, что ему те рубль или два.

Ответ глубоко поразил украинца. Да, сказал американец, я много учился и собственной головой заработал очень большое состояние. Поэтому мне стало неприятно, что малообразованный жулик хотел меня обсчитать – ведь он будет думать, что умнее меня.

Гнев пассажиров уже обрушивается на водителей маршруток, которые отказывают инвалидам в законном праве на бесплатный проезд. (А не так давно люди скорее накинулись бы на инвалида, мол, чего зажал пару гривен – плати и не задерживай). Пассажиры коммунального транспорта все чаще отказываются покупать у кондукторов использованные талоны. Родители учеников, сдававшие деньги в фонд школы, все чаще требуют документального отчета о потраченных средствах. И т. д. и т. п. Теперь я порадовался, впервые получив бурную поддержку людей из очереди за билетами.

Мелочность, копеечность, крохоборство? Наши взгляды на вещи все более приближаются к европейским, и многих уже не волнует, если кто-то именно так расценит наше нежелание потакать мелким хапунам.