Нефтяной расклад: как Эр-Рияд потеснил Иран и готовы ли саудиты стать союзниками Москвы

22 февраля 2016, 11:22

Между Москвой и Эр-Риядом продолжается словесная перепалка, которую скорее можно назвать "холодной войной", которая в ближайшее время может перерасти в непосредственные военные действия на землях Сирии. Тем не менее разные позиции в отношении режима Башара Асада не помешали России и Саудовской Аравии, а также Катару и Венесуэле попытаться договориться на тему добычи нефти.

Эти переговоры на уровне министров прошли на прошлой неделе в одном из отелей столицы Катара – Дохе. Встреча, помимо всего прочего, означала, что крупнейшие нефтедобывающие страны не собираются больше нести убытки из-за низких цен на углероды, что серьезно бьет по кошельку, в том числе ограничивает их возможности в ведении ими разных войн.

Реклама

Но неожиданная договоренность является весьма забавной, ведь проблема не в замораживании добычи на том или ином уровне, а в немного иной плоскости. Почти два года тому назад королевство и другие страны Персидского залива начали выбрасывать на рынок избыточное количество "черного золота", что привело к превышению предложений над спросом и снижению цены на нефть. Саудовская Аравия увеличила добычу на 1 млн баррелей в сутки, Кувейт – более чем на 300 тысяч баррелей. А это значит, что при таких условиях замораживание нефтедобычи на нынешнем уровне "узаконивает" этот излишек.

Саудовская монархия хочет решить эту проблему, однако изменить сложившуюся ситуацию не так уж и просто, потому что увеличение цены, а соответственно и прибыль будет иметь временный характер. А для того, чтобы договор заработал, необходимо обязательно привлечь к нему такие страны как Ирак и Иран.

Несмотря на то, что Тегеран на днях поддержал инициативу замораживания добычи нефти, эта договоренность нестабильная. Ведь Иран, который в результате санкций потерял в квоте ОПЕК свой суточный 1 млн баррелей, сейчас весьма заинтересован восстановить свою долю на рынке. А ее захватила именно Саудовская Аравия.

Реклама

Эр-Рияд, который принял решение наполнить рынок дополнительным объемом нефти в середине 2014 года, чтобы причинить ущерб российской и иранской экономике, каждый раз отказывался уменьшать добычу в рамках ОПЕК. Но после того как черное золото потеряло 70% своей стоимости, Саудовская Аравия и страны Персидского залива, очевидно, поняли всю глубину проблемы, получив общий ущерб за год на сумму $325 млрд.

Саудовская Аравия уже почти год ведет войну в Йемене, потратив на нее около $30 млрд, и при этом готовится к наземному вторжению в Сирию против, как заявляется, джихадистской группировки "Исламское государство", хотя в действительности королевство столкнется там с войсками Башара Асада и России. Эр-Рияд хочет любой ценой свалить сирийский режим, особенно после того, как все мирные инициативы провалились. В этой связи возникает вопрос, что до позиции других нефтедобывающих стран, как в организации ОПЕК так и вне ее формата. Также открытой остается дискуссия, насколько такие договоренности могут повлиять на рост цены на черное золото?

Сейчас Саудовская Аравия уже не может по собственному желанию так просто поднимать или обваливать цены, как это имело место на протяжении последних 50 лет. На рынке появились новые игроки, например, Иран, с которым у королевства весьма враждебные отношения.

Реклама

"Магия обернулась против волшебников", поэтому королевство, которое погрязло в проблемах со всех сторон, вынуждено жить в условиях жесткой экономии, к которой оно не привыкло и которую даже не ожидало.

Кремль в свою очередь, экономика которого на 70% зависит от продажи нефти и газа, с радостью воспринял заявление саудовского короля про намерение проведать Москву в середине марта. И это, скорее всего, будет последним шансом этих стран обсудить все вопросы на наивысшем уровне, в том числе что до сирийского кризиса и цен на нефть. Королевство при условии наземной операции в Сирии ожидают непомерные финансовые траты, которое оно себе не может позволить как раньше. С другой стороны монархия не хочет быть неудачником в этой войне против Асада, на которую уже потрачено много лет и ресурсов.

В случае наземной операции не исключены незапланированные столкновения саудовских и российских сил, и это пугает обе стороны. Именно поэтому, а уже потом, чтобы обсудить нефтяной вопрос, король Салман и едет в Москву. Пока что этот визит в политическом плане вызывает скорее скепсис, ведь успех этих переговоров для Эр-Рияда будет означать – смену позиций или уступки Москве в сирийском вопросе, во что поверить сложно.