Немцы все меньше готовы платить за европейский проект и не видят Украину его частью

9 июля 2015, 12:56

В минувший понедельник, когда в мире обсуждали итоги референдума в Греции, на котором сыны и дочери Эллады отвергли план соглашения с кредиторами, в Киеве прошла конференция "Европейская интеграция: ожидания и реальность". Институт украинской политики стал готовить ее давно, почти сразу после полного разочарований для Украины саммита "Восточного партнерстве" в Риге. И лишь случайно конференция совпала с драматичными событиями в самом ЕС, сделавшими саму дискуссию о будущем членстве Украины в Союзе едва ли уместной. Не удивительно, что большинство как украинских, так и европейских участников мероприятия были единодушны в одном: сегодняшний ЕС не место для нуждающихся и экономически неэффективных.

Немцы устали за всех платить. Именно это, а не какая-то особая лень или праздность греков породило нынешнюю кульминацию греческого долгового кризиса. Самой Германии в 1953 году списали значительную часть национального долга, что в не меньшей степени, чем трудолюбие бюргеров и реформы Людвига Эрхарда обеспечило знаменитое "немецкое экономическое чудо". Вообще списание части долга является признанным ведущими мировыми экспертами методом как выведения экономики страны-должника из кризиса, так и обеспечения возврата кредиторам большей части ссуженных денег. И за последние сто лет были десятки соответствующих примеров. Причем опыт показывает, что чем сильнее затягиваются переговоры о списании, тем меньшими становятся шансы того, что выплатят хоть что-то.

Реклама

Почти все страны мира живут в долг, во главе с, казалось бы, эффективными и инновационными Соединенными Штатами. Однако немцы просто решили взяться не столько за санацию греческой экономики, сколько за воспитание греков. Берлин выступает в роли рачительного и предусмотрительного муравья из знаменитой басни Крылова. Хотя мировая экономика чужда нравоучений и моральных законов. И спасение американским правительством неэффективного автопроизводителя "Дженерал Моторз" тому ярчайшее доказательство. Не говоря уже о "золотых парашютах", выплаченных виновным в финансовом кризисе банкирам в то время, как их заемщики кончали жизнь самоубийством.

Руководство Германии, хорошо чувствуя настроения своих избирателей, решило, что из немецкого кармана не будет покрываться чье-то желание "петь все лето". На самом деле именно немецкие банки суживали больше других грекам, понимая, что те вряд ли смогут вернуть, именно немецкие оборонные концерны продавали Греции танки и подводные лодки, заставляя Афины увеличивать дефицит бюджета. Но никто из бюргеров в это вникать не хочет. Для широких масс все эти детали неинтересны. Но ясен ответ на просьбы греков о списании долга и новой порции помощи: "Так поди же, попляши!". И итоги референдума, на котором греки не просто сказали решительное "Нет" дальнейшим мерам экономии, но и устроили после этого откровенный праздник непослушания с песнями и плясками на улице, только укрепили немцев в убеждении, что южан нужно не спасать, а перевоспитывать.

При всем при этом нужно осознавать, что Греция и сегодня существенно богаче Украины, как по ВВП на душу населения, так и по среднему уровню доходов. Греции превосходит нашу страну в рейтинге простоты ведения бизнеса и, хотя и считается довольно коррумпированной по меркам Евросоюза, по этому параметру не может идти ни в какое сравнение с Украиной. Все это означает, что Украина для среднестатистического бюргера еще большее бремя, чем Греция. И ее членство в ЕС со всеми вытекающими для немцев последствиями лишь страшный сон для жителей ФРГ. И они все меньше стесняются об этом говорить. На упомянутой конференции представитель евроскептической партии "Альтернатива для Германии" прямо утверждал, что ЕС и Украине выгоднее быть партнерами, чем одним целым. Ранее бывший комиссар по расширению ЕС и одновременно влиятельный немецкий политик Гюнтер Ферхойген во время визита в Киев заявил, что в Евросоюзе сегодня не готовы даже задумываться о будущем членстве Украины. Даже в отдаленной перспективе.

Реклама

Курс на форсированное сближение с Евросоюзом сейчас является такой же утопией, как и обещанное на Майдане избавление страны от коррупции в сжатые сроки. Причем без реализации второго обещания первое является лишь навешиванием лапши на уши избирателям. Многим украинским политикам не хватает смелости это признать, а стать на платформу еврореализма, в основе которой честный взгляд на возможности и Европейского Союза, и Украины. Однако сама жизнь уже скоро начнет заставлять их это делать. Когда даже неисправимые оптимисты среди простых украинцев на примере той же Греции убедятся, что лозунг "Скорее в Европу – там все будет" является такой же фикцией, как известное обещание построить в СССР коммунизм к 1980 году.