"Нормандская улитка" над пропастью

12 мая 2016, 16:30

Накануне двенадцатой встречи "нормандской четверки" на "Villa Borsig" в Германии стороны обменялись весьма пессимистическими заявлениями. Глава немецкого МИД Ф.Штайнмайер посетовал, что "прогресс" в переговорах "продвигается со скоростью улитки – по миллиметрам. Так долго продолжаться не может". Пресс-секретарь российского президента констатировал "плачевную ситуацию в плане реализации минских договоренностей". А украинский министр П.Климкин написал в твиттере, что "безопасность и истинная свобода волеизъявления на Донбассе не предмет для компромиссов…нам нужны настоящие выборы, а не очередной фарс". 

Переговоры глав внешнеполитических ведомств ожидаемо сфокусировались на "обеспечении безопасности выборов на Донбассе". В очередной раз стороны согласовали ряд "конкретных мер" по деэскалации конфликта (разведение воинских подразделений, создание демилитаризованных зон и тд.). Украина предложила трехэтапный план урегулирования при участии Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Россия представила свой (!) вариант закона о выборах на Донбассе, на что было отвечено, что Украина в "состоянии сама написать свое законодательство и никакие советы нам не нужны".

Реклама

Стоит отметить два момента. Во-первых, по политической части минских соглашений никаких компромиссов не достигнуто. Ф.Штайнмайер и С.Лавров высказали свое разочарование по этому поводу. Примечательно, что  встреча "четверки" проходила на фоне усиливающегося прессинга Запада на Киев по проведению выборов на Донбассе. Причем, наблюдается удивительное совпадение позиций Кремля и франко-немецкого дуэта, правда, по разным причинам. Западу, уставшему от двухлетней войны на Донбассе, и погруженному во внутренние проблемы ("миграционный" кризис, британский референдум, приближающиеся выборы и тд.) нужен быстрый успех и формальное закрытие украинской темы.

А Москве нужно "троянское" вживление в Украину "ДНР" и "ЛНР", освобождение от содержания этих "республик" и снятие западных санкций. Кстати, С.Лавров по итогам встречи сделал ряд соответствующих заявлений. По его мнению, не надо "превращать тему обеспечения безопасности в ходе выборов в некую непреодолимую историю". Киев должен напрямую договариваться с "ЛНР" и "ДНР" по законам о выборах и особом статусе Донбасса и соответствующей поправке в Конституцию.

Парадоксальность ситуации в том, что, по сути, крайней и виноватой назначается страна-жертва агрессии, которая потеряла 9 тыс. своих граждан, 1,7 млн. стали беженцами, оккупировано 44 тыс. кв. км. территории, уничтожено 20% промышленного потенциала! И эту страну обвиняют в том, что она сопротивляется насильственной имплантации пророссийского террористического анклава через "экспресс-выборы". При этом сторона-агрессор, не считая себя стороной конфликта,  не идет ни на малейшие уступки.

Реклама

Очевидно, что нынешняя ситуация "гибридной аннексии" Донбасса категорически исключает какую бы то ни было возможность проведения там выборов. "Экспресс-выборы" чреваты очередным масштабным кризисом для Европы. Ибо легализованное таким образом террористическое милитаризованное образование с псевдогосударственными метастазами и двумя корпусами боевиков (численностью больше некоторых европейских армий), с густой сетью диверсионно-террористических боевых групп и военизированных организаций быстро превратит всю Украину в кризисную зону в центре Европы, в "миграционный вулкан". На таком фоне Сирия будет выглядеть локальным недоразумением.

И именно к такому сценарию по миллиметрам ползет "нормандская улитка".

Более того, продавливание выборов на Донбассе чревато внутриполитическим кризисом в Украине – в Верховной Раде нет на это голосов. А граждане страны не поддерживают эту идею. По результатам социологических исследований Центра Разумкова (март 2016г.) 56% украинцев против предоставления особого статуса "Донбассу" и 53% против проведения выборов на неподконтрольных Киеву территориях.  

Реклама

Украинская сторона неоднократно озвучивала условия проведения выборов. Но очевидно и другое, – выборы можно проводить только после полной ликвидации последствий российской оккупации. Нужно время на "карантин" и комплексную "санацию" этой территории, ибо за годы оккупации усилиями РФ вокруг псевдогосударственных институций сформировалась и укрепилась враждебная Украине милитаризованная среда.

Второй момент берлинской встречи – согласие сторон с необходимостью присутствия международного компонента на Донбассе (вооруженная миссия ОБСЕ). Правда сразу после переговоров, С.Лавров заявил, что это искусственная проблема и "безопасность в ходе выборов вполне можно обеспечить без какой-либо военизированной структуры". Впрочем, сама по себе идея введения полицейской миссии ОБСЕ – отнюдь не панацея урегулированию конфликта. Более того, "миссия" может обернуться очередной ловушкой для Украины.

Во-первых, ОБСЕ не имеет ни опыта подобного рода миротворческих операций, ни необходимых ресурсов. Во-вторых, недопустимо участие российских батальонов в такой миссии. Ибо тогда уже вполне легально оккупанты становятся миротворцами и  легально будут через российско-украинскую границу снабжаться оружием и личным составом. В-третьих, полицейские с пистолетами – не фактор сдерживания для двух армейских корпусов боевиков с тяжелым вооружением. В четвертых, если миссия сосредоточится по линии фронта, ее влияние на ситуацию на оккупированных территориях сведется к нулю. В конце концов, кардинально разные представления о роли и функциях гипотетического "контингента ОБСЕ" на Донбассе в лучшем случае превратят переговоры по организации миссии в очередной долгоиграющий процесс с нулевой суммой. 

Запад, хотя бы из чувства самосохранения, должен быть заинтересован в "замораживании" конфликта на Донбассе и настроен на длительный процесс политического урегулирования. Это безопаснее и дешевле, нежели подталкивать Киев к неподготовленным и авантюрным выборам на оккупированных территориях с драматическими для всего континента последствиями.  Целесообразнее "заморозить" Донбасс и одновременно "размораживать" нормандский процесс (т.е. расширить переговорный формат, искать новые пути и варианты урегулирования, как в рамках минских соглашений, так и вне их).  

 Улитка ползет медленно, какое-то время у нас еще есть…