Обратная сторона рыночных тарифов на газ: как удалось уменьшить зависимость от России за последний год

3 июня 2015, 15:14

Последние 4-5 лет, вплоть до 2014 года, не было ни одного публичного мероприятия по теме энергетики, на котором бы не выражалась озабоченность нашей зависимостью от российского газа. Вызвана она была несколькими причинами:

Реклама

- пониманием, что для "Газпрома" газ – это инструмент давления и решения геополитических задач. Чего только стоят газовые войны между Украиной и Россией в 2006 и 2009 гг.;

- непрозрачностью рынка газа в Украине. Эта сфера в Украине традиционно являлась одной из наиболее коррупционных. Газовыми деньгами оплачивалась не одна избирательная кампания в Украине;

- отсутствием стимулов для замещения российского голубого топлива собственными энергоресурсами;

Реклама

- ежегодным дотированием "Газпрома" украинскими налогоплательщиками на сумму в 10-12 млрд. и больше.

При этом обязательно вспоминали, что у нас огромный потенциал для замещения российского газа. Только по биомассе (пеллеты, брикеты, торф, солома) – на 4-5 млрд. кубометров газа ежегодно.

Но дальше экспертных обсуждений тема не двигалась. Главная причина – нежелание высшего руководства страны что-либо менять . Энергонезависимость так и не стала государственной политикой.  

Реклама

Наоборот! Делалось все, чтобы увеличить потребление газа и ослабить наши позиции в отношениях с Россией. В частности, активно строилась газовая инфраструктура. Газифицировались даже отдаленные и малочисленные села – в 2012 году на программу газификации "Нефтегаз Украины" выделил 8 млрд грн. или около $1 млрд. по курсу на то время.   

И только в прошлом году, когда у нас уже не было другого выхода, кроме как снижать свою зависимость от российского газа, государственный курс начал меняться .

Чего удалось достичь по итогам последнего отопительного сезона?

Помимо организации реверсных поставок, сократить потребление газа населением, теплокоммунэнерго (для нужд населения) и бюджетными организациями на 20% или 4,6 млрд. кубометров.

От теории мы перешли к практике. Повсеместно начали устанавливаться котельные на альтернативных видах топлива. Появились компании, готовые инвестировать средства в эту отрасль.

В целом, по состоянию на 1 апреля 2015 г. установленная мощность объектов, которые работают на биомассе (пеллетах, брикетах, торфе, соломе) составляет 3650 МВт. Это эквивалент 3 млрд. кубометров газа.

Кроме того, появилась возможность получить государственную компенсацию на покупку в кредит негазовых котлов. Впервые мы начали использовать механизмы стимулирования, успешно опробованные в Европе еще в 10-20 лет назад.

Всего бы этого не было, если бы тарифы на газ по-прежнему оставались популистскими, а не рыночными. 

Все ли так хорошо и можно ли быть довольным на все 100% изменениям в сфере поставок и потребления энергоресурсов? Нет. Доля альтернативной энергетики в теплогенерации не превышает и 5%. Количество выданных кредитов на негазовые котлы находится в размерах погрешности. Да и местные власти не всегда спешат включаться в работу и оптимизировать затраты на энергоресурсы.

Тем не менее, мы сдвинулись с мертвой точки. И это главный результат прошедшего отопительного сезона.