Опыт Хорватии для будущей деоккупации Донбасса: часть вторая

23 октября 2018, 08:24

Почти для каждого украинца вопрос решения конфликта на Донбассе и завершения войны имеет огромное жизненное значение. В понимании простого человека – это и прекращение кровопролития, и выход всех российских  вооруженных формирований и наемников с неконтролируемой Киевом территории, и возвращение временно оккупированных территорий под контроль украинских властей. У нашего общества огромный запрос на мирное урегулирование. Ведь даже обычные люди понимают, что силовое решение вопроса впоследствии приведет к вооруженному столкновению не только с сепаратистами, но и с российскими воинскими подразделениями. В таком случае боевые действия могут стать затяжными и ожесточенными, с многочисленными не только военными, но и гражданскими жертвами. Поэтому правильным решением по разрешению ситуации на Донбассе должна стать мирная реинтеграция временно оккупированных территорий.

Своеобразным планом такой мирной реинтеграции можно считать Минские договоренности. Немаловажную роль здесь сыграет и будущая Резолюция Совета Безопасности (СБ) ООН о направлении на Донбасс миротворческого контингента во главе с Переходной ООН-овской администрацией для реализации пунктов этих документов.

Реклама

В принципе, это и есть хорватский сценарий мирной реинтеграции. Кстати, в истории ООН это чуть ли не единственный успешный пример. Для его реализации необходимо провести соответствующую подготовительную работу со всеми государствами-членами СБ ООН, чтобы заручиться поддержкой при голосовании за текст будущей Резолюции, который вместе с Украиной инициируют США, Франция, Германия и Великобритания.

На Донбасс будет направляться не просто миротворческая миссия с мандатом на всю временно оккупированную территорию, но и обязательно Переходная администрация ООН, которая руководит военным, полицейским и общественным компонентами миссии, и с первых дней своей деятельности перебирает всю власть на подмандатной территории в свои руки. Задача миссии – подготовка к возвращению временно оккупированных территорий в конституционно-правовое поле Украины и реализация пунктов Минских договоренностей. Ведь, напомню, что СБ ООН не видит альтернативы Минскому процессу и настаивает на его полной реализации.

По хорватскому сценарию, миротворческая миссия размещается на линии соприкосновения и устанавливает эффективное управление над всей подмандатной территорией от линии соприкосновения до 400-километрового участка границы с РФ, включая его полный контроль. После размещения, которое займет 3-4 месяца, Переходная администрация ООН должна провести процесс демилитаризации региона. То есть, в течение одного-двух месяцев проконтролировать вывод иностранных вооруженных формирований и наемников, читай российских, и разоружить незаконные вооруженные формирования, читай первый и второй корпусы "ЛДНР", а также взять под охрану все склады вооружений боевиков – это фактически 10-й пункт Минского документа.

Реклама

По хорватскому сценарию, а это есть и в Минских документах, Украина проводит амнистию и поддерживает проведение миссией ООН по украинскому законодательству местных выборов на неподконтрольных правительству территориях. Выборы организуют и проводят где-то через полгода-год после завершения процесса демилитаризации. Международная миссия должна будет также контролировать подсчет голосов. Ну и главное, чтобы внутренне перемещенные лица с Донбасса смогли проголосовать на этих местных выборах по всей территории Украины по месту их временного проживания. Их голоса должны приплюсоваться к тем, кто проголосовал на подмандатной ООН территории Донбасса. Кроме того, до момента проведения выборов нужно определиться со "статусом" этих территорий. В Минском документе не говорится о федеративном или автономном статусе. В хорватском случае это был специальный закон, который закреплял "особый статус" экономического характера: полная поддержка внутренних и  иностранных инвесторов, освобождение бизнесменов от массы налогов, которые создают на этой территории производство и нанимают местную рабочую силу. В нашем случае, также срочно нужно будет решить вопрос о привлечении дополнительных средств для разрушенной экономики.

Уже после проведения местных выборов Переходная администрация ООН готовится к передаче власти украинскому правительству. Это по хорватскому сценарию займет около полугода-года. За это время проводятся такие важные мероприятия как введение в обращение на подмандатной ООН территории  гривны, создание на пограничных переходах украинско-российской границы украинских таможенных постов, которые будут действовать рядом с международными полицейскими, которые контролируют границу, и множество других жизненно необходимых мер.

России будет весьма трудно заблокировать Резолюцию СБ ООН по Донбассу если в ее тексте будет говориться, что международная миссия прибывает для реализации пунктов Минского документа, под которым стоит подпись Москвы и представителей "ЛДНР". Так что применение хорватского сценария мирной реинтеграции временно оккупированных территорий для Украины может выглядеть правильной дорогой, против которой, надо быть готовыми, исподтишка будет бороться Кремль и его союзники, как на международной арене, так и внутри Украины.