Осенний марафон реформ. Часть 2 – образование и приватизация

28 ноября 2017, 19:00

Анализируя реформаторские инициативы уходящей осени и эпические баталии в СМИ, в которых противники реформ не стеснялись скатываться до откровенного популизма и передергивания фактов, мы ранее определили набор дорожных карт продвижения реформ. Эти карты должны обеспечить максимально эффективную коммуникацию между властью и населением в процессе реализации реформ. Речь идет о результатах исследования общественного мнения "Критическое мышление против популизма", которое выявило, какие участки реформаторского марафона члены команды "Украина" воспринимают по-разному.

Реклама

Естественно, что принятие соответствующих законов – это не конец, а только начало долгого пути, результат которого во многом будет зависеть от наличия полноценной коммуникации и взаимопонимания между властью и простыми гражданами.

Рассмотрим сегодня амбициозную образовательную и эффективную приватизационную дорожные карты.

Карта третья. Образовательная – амбициозная

Главным вызовом для реформы образования будет преодолеть скепсис и моральную усталость украинцев, которые не верят в возможность того, что школа может перестать быть конвейером по выдаче домашних заданий и сбору благотворительных взносов. А вместо этого сможет стать более гибкой, динамичной и современной и начать заинтересовывать детей искать новые знания и навыки. Это очень важно, поскольку в наше время система образования не должна готовить специалистов даже "завтрашнего" дня. Мир так стремительно меняется, что за 12 лет обучения учителя и ученики должны суметь заглянуть в послезавтра, когда появятся такие профессии, о которых сейчас мы не имеем представления.

Реклама

Это звучит слишком амбициозно и достаточно фантастично, что лишь подпитывает скепсис. А учитывая, что это реформа касается каждого второго украинца (примерно 22,5 млн. человек – 4 млн. учеников, 0,5 млн. учителей, 18 млн. родственников), которые уже знают, что такое детский сад, школа, университет, и имеют об этом свое сформировавшееся мнение. С одной стороны, переубедить их будет достаточно сложно. С другой – без их активного участия и желания меняться самим и менять систему любая реформа обречена на неудачу.

Специалисты ЦЭС при опросе населения выделили несколько наиболее актуальных, по мнению украинцев, проблем, с которыми может столкнуться реформа образования:

  • Финансовая самостоятельность школ приведет к растрате средств – считает 65% опрошенных; 
  • Старые учителя не смогут подстроиться под новые требования – 64%

По словам Павла Полянского, государственного секретаря Министерства образования и науки Украины, все эти вопросы, так или иначе, возникали у авторов закона об образовании, и при разработке реформы в нее закладывались предохранительные механизмы.

Реклама

Павел Полянский. Фото: Центр экономической стратегии

Так, например, финансовая автономия школ предполагает не только более свободное распоряжение средствами, но и максимальную прозрачность их использования. Это выражается в запрете благотворительных взносов, обязательной публикации финансовых отчетов на сайтах учебных заведений.

Таким образом, контроль за тем, на что школа тратит свои деньги, выходит за пределы цепочки чиновник-директор, общество получает реальную возможность влиять на эти процессы и их результат.

Изменение подхода к обучению, перестройка учебных планов и компетенций по взаимодействию с детьми – не менее сложный процесс. Закон об образовании предполагает целый ряд стимулов для преподавателей, чтобы учиться новому самим и обучать по-новому детей. Согласно новому закону, лишь половина заложенных на переподготовку учителей средств может пойти на прохождение обучения в традиционных институтах. Остальное учитель по своему выбору может использовать для прохождения курсов, посещения тренингов, семинаров, мастер-классов, проводимых НГО и международными организациями.

Для того, чтобы понять, появились ли у учителя новые компетенции, предусмотрена система добровольной аттестации. Если она пройдена успешно, специалист получает 20% надбавку к зарплате.

На старте реформы особое внимание будет уделяться начальной школе. Преподавателей начальных классов будут готовить при участии специалистов из British Council, Goethe-Institut. Уже со следующего года многие первоклассники начнут учиться в классах с новым брендом – "Нова українська школа".

Всего же для изменения системы, по мнению разработчиков реформы, потребуется 4-6 лет.

Карта четвертая. Приватизационная – эффективная

Приватизация числится среди приоритетных реформ. Однако, по результатам опроса, проведенного Центром экономической стратегии, "47% украинцев ничего не знают о приватизации как о реформе, а почти половина опрошенных вообще не владеет информацией по данному вопросу". Почему же так происходит?

Возможно, потому, что со времен приватизации "Криворожстали" было мало примеров прозрачной и честной приватизации крупных предприятий, о которых можно было бы рассказывать с гордостью. Или потому, что политики не заинтересованы в форсировании процесса приватизации, которая может лишить их коррупционных доходов, получаемых от контроля над госпредприятиями.

Как сообщил Максим Нефьодов, первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины, в данный момент в управлении различных подразделений КМУ находится более 3400 предприятий. В последний год им даже удалось получить прибыль в размере 26 млрд. грн. Однако почти 85% этой прибыли стали результатом работы только одного предприятия – "Нафтогаза Украины". Об эффективности деятельности большей части из нескольких тысяч госпредприятий нечего и спрашивать.

Максим Нефьодов. Фото: Центр экономической стратегии

При этом соотношение чистой прибыли к собственному капиталу госсобственности составляет 2,9%. Другими словами, если бы государство не тратило деньги на содержание неэффективного бизнеса, а положило бы их на депозит, бюджет получил бы по итогам значительно больший положительный результат. Более того, стоимость активов госпредприятий уже много лет не пересматривалась. Поэтому есть все основания предполагать, что реальная отдача от государственного бизнеса еще меньше 2%.

Приватизировать планируется далеко не все предприятия. Часть активов, которые отнесены к стратегическим, такие как Нафтогаз, Энергоатом, Укрзализныця (всего 15 предприятий) в ближайшее время выставляться на продажу не будут. Еще 1255 объектов госсобственности – не работают, их деятельность приостановлена, а состояние некоторых таково, что рассчитывать, что на них найдется покупатель, не приходится.

В конечном итоге, сейчас на приватизацию планируется выставить 891 объект. Для того, чтобы процесс приватизации перестал из года в год ограничиваться планами собрать в бюджет 17 млрд. грн., которые реально никогда не выполнялись более чем на 10%-15%, КМУ предложил упростить условия приватизации.

Согласно нормам законопроекта, который находится на рассмотрении в Верховной Раде, предлагается сократить время, необходимое для подготовки к приватизации. Сегодня на это по закону отводится до 12 месяцев, что на бюрократическом языке часто означает "никогда".

Объекты госсобственности предлагается разделить на две группы – большие и малые. К продаже крупных предприятий будут привлекаться советники – инвестбанкиры. Это необходимо для того, чтобы нивелировать недостатки существующей системы: отсутствие необходимых компетенций по подготовке к эффективной продаже объектов и привлечению стратегических инвесторов, зависимость украинских оценщиков от бизнес-интересов отдельных групп и манипуляции со стороны противников приватизации.

Малые предприятия будут реализовываться через электронную площадку ProZorro по максимально упрощенной процедуре.

Оставшиеся в собственности государства стратегические объекты ожидает реформа управления и усиленный контроль со стороны новых независимых наблюдательных советов.

Продолжение следует.

Справка:

Социологическое исследование "Критическое мышление против популизма" инициировано Центром экономической стратегии и проведено исследовательской компанией GfK Ukraine при поддержке Посольства Чехии в Украине.

Репрезентативный опрос проводился методом телефонных интервью и фокус-групп, всего проведено 2070 интервью по ключевым реформам. Дополнительно в Киеве, Харькове, Львове и Лубнах прошло 10 фокус-групп, по две на каждую из реформ. Выборка репрезентативна взрослому населению страны по полу, возрасту, региону проживания и размеру населенного пункта, без учета оккупированных и неподконтрольных территорий.