От городских сумасшедших к профессиональным горожанам

29 октября 2018, 08:14

Есть в психиатрии такой термин – мышление кататимное. Это (извините за сухое медицинское определение) расстроенный тип мышления, характеризующийся тем, что отдельные звенья мыслительного процесса соединяются без системы доказательств и причинно-следственных связей, не по объективным и логическим закономерностям, а по общей для них эмоциональной окраске. Содержание мысленных образов при этом таково, что оно воспринимается индивидом как полностью отвечающее его потребностям ("мне так хочется считать").

Вам не кажется иногда, что сейчас эпидемия этой болезни? Непонятно, как она передается – ведь не воздушно-капельным? Ужасно, когда во время дискуссии обнаруживаешь, что ей подвержены по-настоящему активные и, в общем, неплохие люди.

Реклама

Обсуждаем в кругу активистов будущее одного квартала – проект детального плана территории в одном из левобережных районов Киева. Речь зашла о том, что мест в школах и садиках сейчас остро не хватает, а тут, кроме жилых зданий, запланировано строительство садика (встроенного в жилой комплекс), школы и музыкальной школы. И к тому же еще и новой поликлиники рядом.

Никто этого не слышит. У каждого заранее готов вердикт. Один – в упор глядя на схему с запланированными новыми  детскими и учреждениями – тут же возмущается: хватит уплотнять, а то школы и садики не выдержат нагрузки! Другая тоже осуждает, и ее логика такова: в том же районе давно построили садик, а он до сих пор не работает – здесь тоже может так быть. Третий в гневе: а где же рабочие места?

Этот третий – из тех, кто громко кричит про рабочие места, когда коммунальщики сносят ряды незаконных киосков, мешающих проходу к метро. Как будто у людей по дороге от метро к дому нет никакого запроса на то, чтобы комфортно проводить время на широких тротуарах, а есть исключительно потребность купить носки, трусы, шаурму или воду – и тем самым поддержать "малый бизнес" владельцев ларьков. И хуже всего, что власти вынуждены заниматься благоустройством с оглядкой на него: ведь активист все-таки, глава общественной организации, потом в фейсбуке напишет и на ютубе видео выложит.

Реклама

На самом деле уничтожить жуткие палатки и ларьки – это минимум, который необходим любому нормальному человеку для его комфорта, независимо от того, где он живет.

Подавляющее большинство активных граждан так или иначе понимают это, но не готовы идти еще дальше в понимании города. Увы, активные люди, которые пытаются самоорганизоваться, в основной массе выражают консервативный запрос: не трогайте этот двор, это дерево, эту лавочку. Граждане почему-то упиваются заброшенностью тех поросших травой мест, куда градостроительство и благоустройство еще не добрались.

Как в Нью-Йорке? Там, например, ценители городской среды вполне спокойно относятся к сносу зданий. Или, бывает, воткнут им где-нибудь в порядке уплотнения небоскреб, и если у него все документы в порядке, то и претензий никаких. Наши активисты, хорошо это или плохо, в любом случае будут против.

Реклама

Я сам тоскую по некоторым культовым и памятным лично мне местам. Например, для меня много значило культовое кафе "Крижинка", которое располагалось там же, где и культовый ресторан "Столичный" – в доме на Крещатике, 5. Он же – первый Дом госучреждений, яркий пример конструктивизма, построенный в 1931 году архитектором Шехониным. Это место сейчас пустует.

Дом снесли в 2004 году, и тогда это событие не вызвало особой реакции общественности. Что говорить о 1980-90-х, когда город уничтожался гораздо более варварскими способами, а возразить было некому, кроме тех, кого давно обзывали городскими сумасшедшими.

Сейчас бы уже не снесли, благодаря наличию множества активных людей, которые стали реальной силой. Но в то же время и любой проект использования пустыря на Крещатике, 5 был бы встречен ими в штыки, в том числе и стоящий. Так будет, пока большинству городских активистов не удастся преодолеть неспособность объективно рассматривать картину, вникать в природу города и договариваться.