Сегодня на Третью Пречистую начинаются Дни женской Доли

4 декабря 2017, 08:52

Иллюстрация Лены Гугаловой из книги "Волшебные традиции украинок"

Реклама

На Третью Пречистую, или Введение (4 декабря по нашему стилю), Мать-Землю официально укладывали спать-почивать. Тревожить ее сон: копать, пахать землю, вбивать в нее колья – строго запрещалось вплоть до Благовещения.

Нарушивший запрет мог навлечь на себя и других большие несчастья! С Третьей Пречистой запрещалось тереть конопли и бить вальком готовое полотно на воде – таким образом женщина могла случайно наколдовать страшную бурю и призвать град на поля.

Мать-природу – Bona Dea, Добрую богиню – укладывали спать еще в древнем Риме. Обряд проводили 1 декабря, днем пробуждения Богини считалось 1 мая. В обряде участвовали только женщины! Мужчинам появляться на праздниках Bona Dea категорически запрещалось, а нарушивших правило ожидала смертная казнь.

Реклама

У нас в то же самое время, в ночь с 30-го ноября на 1 декабря по юлианскому календарю, отмечают Андреев вечер. Но мы забыли, что в этот период проходил целый цикл праздников Женской Доли.

В Дни Доли ее чествовали, звали в гости, кормили как богиню, ведь прообраз Доли – славянская богиня Мокошь, покровительница воды, прядения и судьбы!

И на Катерину, и на Андрея, и на Варвару гадали с помощью ветки вишни. Если срезанная и поставленная в воду ветка зацветет до Рождества или Маланки, "зацветет" и судьба – в грядущем году девица непременно выйдет замуж. И в этом древнем гадании до сих пор просматривается связь 1 декабря с 1 мая – временем цветения деревьев!

Реклама

И на Введение, и на Андрея, и на Варвару вода становилась волшебной! С ее помощью успешно ворожили в Андреев вечер. А на Введение привораживали парней с помощью воды, собранной из трех источников.

"… дівчата зійшлися на таке місце, де три води докупи зійшлися — три струмки зливалися в одне русло. Набрали дівчата у глечик води, запалили два поліна, а коли вогонь добре розгорівся, тримали їх над череп’яною мискою і лляли воду так, щоб вона проходила поміж двома вогнями. Щось вони там ще шепотіли, але що саме — не чув..." Про таку "свячену" воду доводилося мені чути і на Уманщині, і в інших місцевостях наддніпрянської України. Говорилося, що така "свячена" вода годиться на "привернення" парубка до дівки" – писал Воропай.

Святую Катерину прямо называли Катериной-женодавицей, покровительницей браков и девичьих судеб, а ее праздник – Днем женской доли. В ночь на Катерину девушки варили борщ и кашу с маком, насыпали их в горшок-"подвійчик", оборачивали его рушником, а затем шли к воротам или на перекресток "закликати долю". Девчата поочередно залезали на ворота с горшком в руках и зазывали: "Доле, доле, йди до мене вечеряти!" Почти то же самое происходило и на Андрея, с той лишь разницей, что девушка на воротах звала "Суджений, нерозлучений, йди до мене кашу їсти!" (подробнее историю гаданий на Катерину читайте ниже в моей "Сказке про санницу").

Предполагалось, что вкусно накормленная, сытая Доля будет более благосклонна к своей протеже. Но в идеале Доля должна была откликнуться сразу! Иногда долей отзывался сам суженый – влюбленный в девушку парубок, который прятался неподалеку. В шутку мог отозваться сосед. Случайный прохожий мог послать девушку куда подальше – и это уже не сулило ей ничего хорошего. Ответом мог стать и лай собак, крик петуха, любой звук, (откуда он раздался – с той улицы сваты придут). А плохим предзнаменованием считался шум леса – это шумели будущие деревянные кресты на могилах, предвещая смерть. Полная тишина тоже не радовала – значит, еще год придется сидеть не засватанной. "Доля оглухла, не чує мого голосу", – сокрушалась девица.

Впрочем, никто не мешал ей немного напрячь фантазию, прищуриться и увидеть хотя бы тень парубка, которая якобы должна на миг мелькнуть рядом с горшком, если он и впрямь любит ее.

В Дни Доли можно было поговорить с Судьбой или подслушать ее… стать под окном чужой хаты, затаиться и трактовать случайно услышанное как предсказание. Лучший способ помянут у Иванниковой: девушки шли к хате какого-нибудь деда, известного своим добрым нравом, и он в ответ на "Дядьку! Коні в вівсі!" кричал из окна "То йдіть замуж усі!".

Помнили в Украине и о том, что свою счастливую Долю можно спрясть собственноручно! В полночь на Третью Пречистую хозяйка дома раздевалась догола, садилась на порог и с волшебным приговором, обсыпала себя зернами льна или конопли и пряла "прадиво" – "щоб воно пішло на руку" и все ее близкие были живы и здоровы.

Из книги "Волшебные традиции украинок".

Подробнее историю гаданий на Катерину читайте в моей "Сказке про санницу".