От пресмыкания перед иностранцами до европейских дипломов

4 июня 2018, 09:53

Своему сыну, бывавшему в разных странах, я рассказал дикую – для современных молодых людей – историю из своей жизни.

Наш девятый класс на весенних школьных каникулах возили на экскурсию в Ленинград. В гостинице кто-то из наших вышел на балкон и обнаружил, что на балконе соседнего номера по-французски разговаривали наши ровесники. Детское любопытство и непосредственность взяли свое: худо-бедно на ломаном английском с обеих сторон познакомились – как оказалось, это были такие же экскурсанты, учащиеся парижского лицея. Сначала они пришли в гости к нам, потом мы пошли к ним. Было жутко интересно и нам, и им. Какую музыку слушаем (я, как и они, слушал модного в то время Патрика Жюве), во что одеваемся, какие прически носим. Просто слушали привезенные нами и ими кассеты с музыкой и, возможно, вели себя немного шумно. Мы впервые почувствовали себя частью глобального общества и были даже по-своему счастливы.

Гром грянул, когда вернулись домой. В горком партии пришло коллективное письмо за подписями ветеранов партии, которые в то время оказались в той же гостинице. Это был шедевр в жанре доноса с использованием пропагандистских оборотов еще сталинских времен. Что-то типа: "Обращаем внимание на то, что ученики 9 класса такой-то школы завели знакомство с гражданами капиталистической страны Франции, пресмыкались перед иностранцами и вели себя неподобающим для учеников советских школ и комсомольцев образом".

Дело было в 1985 году. Прошло всего пару недель с тех пор, как генсеком ЦК стал Михаил Горбачев, и страна еще жила по курсу покойного верного брежневца Константина Черненко, закручивавшего идеологические гайки. Директор, а также секретарь партогранизации школы, она же наш классный руководитель, тоже ездили в Ленинград. Им бы не поздоровилось, если бы в горкоме не работал отец нашей одноклассницы, которому по воле случая и было расписано злополучное письмо. Он его спрятал под сукно.

Директор школы, которую заканчивал мой сын, за несколько месяцев до выпускного созвала родительское собрание для трех 11-х классов. Она обратилась с честной напутственной речью, которая вряд ли понравилась бы чиновникам из Минобразования, но была по-человечески правильной.

Директор сказала, что для нее не является секретом желание подавляющего большинства детей (для родителей это тоже не секрет) поступать в университеты с тем, чтобы в дальнейшем обязательно продолжить обучение за границей и там остаться. Некоторые сразу после школы едут в университеты Польши и Чехии (из класса моего сына – четверо). Директор доверительно призвала родителей смотреть правде в глаза, способствовать прагматичному выбору и рассказала об опыте выпускников прошлых лет.

Педагог права, потому что тот факт, что Украина уже проиграла борьбу за студентов, должен волновать государство, а мы, родители, хотим лучшей жизни для своих детей.

Государство должно понимать неминуемость последствий, которые будут складываться на рынке труда от того, что большая доля молодежи ориентирована на выезд из Украины, и пытаться предотвратить их.

Так сделайте же образование в Украине таким, чтобы выпускников наших университетов европейцы отрывали с руками из-за дипломов, а не из-за этих-то рук, чтобы ими мыть посуду или собирать клубнику.

Сделайте в Украине работу и ее оплату такими, чтобы никакие хедхантеры затем не переманили в Европу вот этих наших высокообразованных специалистов.

Пока же каждый молодой человек видит: даже временный заработок после пар приносит студенту в Европе больше денег, чем постоянная работа в родной стране.

Я не стану говорить о преимуществах иностранного образования по сравнению с нашим, о полезном опыте, об изучении языков, ментальности и культуры других стран. Согласно последнему исследованию Research & Branding Group, 65 процентов украинцев ни разу не были за границей. Ранее Киевский международный институт социологии выяснил, что 36 процентов не выезжали даже за пределы родного региона, а среди бывавших за границей украинцев дальше России, Египта и Турции ездили только 17 процентов.

У таких домоседов представления о мире не могут быть не искаженными, и вряд ли стоит ожидать, что они в своей стране смогут менять жизнь к лучшему.

Хорошо, что наших детей никто не держит.