Пенсионное страхование на госуровне: реально ли приумножить и сохранить деньги

9 июня 2016, 12:03

Вот уже несколько месяцев со страниц украинских СМИ не сходит тема пенсионной реформы. Планируется, что с 2017 года в нашей стране  наряду с солидарной пенсионной системой заработает накопительное пенсионное страхование. Надо сказать, что второе, только с приставкой "на добровольных началах" в Украине действует довольно давно. Правда, того эффекта, которого от нее ожидали она так и не возымела. Причины тому две: низкий уровень жизни украинцев и недоверие к финансовым организациям.
 
Я как раз среди тех, кто решил попробовать. С 27 лет откладываю часть своей заработной платы через негосударственный пенсионный фонд. Был в моей практике и другой опыт. В 2006 году, в компании, где я на тот момент работал, существовал собственный корпоративный пенсионный фонд. Ежемесячно сверх заработной платы организация перечисляла туда определенную сумму денег на счет сотрудника. С точки зрения  инструмента удержания и лояльности – это отличный ход, но, по-прежнему, частный. Насколько жизнеспособно и своевременно накопительное пенсионное страхование на государственном уровне, предлагаю разобраться.
 
С одной стороны, оно имеет свои явные плюсы. В отличии от солидарной, система позволяет дифференцировать размер пенсионного взноса в зависимости от того сколько человек получает на текущий момент, работая на своей позиции. Этот фактор подтягивает другой – наемным работникам захочется приобщаться к финансово прозрачным компаниям, которые перечисляют деньги в эти фонды.

Но если вернуться к вопросу своевременности системы, которая в нашем случае определяет жизнеспособность, то с моей точки зрения, любые реформы должны учитывать готовность страны, рынка, экономики. А здесь, если перейти на язык цифр, нам есть над чем работать: в прошлом году уровень инфляции составил 49%. Где гарантия, что она в перспективе не съест все наши накопления?

Реклама

Опять-таки, если опираться на информацию из открытых источников дефицит Пенсионного фонда на сегодня достиг 145 млрд гривен. Возникает вопрос – откуда брать деньги на резервирование? Законопроект предусматривает при введении общеобязательного пенсионного страхования второго уровня постепенное повышение отчислений в накопительный фонд с 0,5% до 5%. И эти деньги должны пойти не на текущие выплаты и погашение существующего дефицита пенсионного фонда, а на накопление. При нынешнем экономическом положении дел, чтобы деньги не обесценились, их нужно инвестировать. На сегодня я, к сожалению, незнаю финансовых структур в Украине, да и отраслей (кроме агро и ит), которые  могли бы гарантировать стабильный инвестиционный доход на протяжении долгого времени.

Возвращаясь к вопросу держателя накопительной системы, он же негосударственный фонд, он же – банк. Только на моей памяти, по свежим следам, за эти полгода закрылись два. Если копнуть глубже, к примеру, дополнить данными прошлого года- цифра увеличится в разы. При такой динамике говорить об уровне доверия  населения банкам, в том числе государственным, которые берут обязательства по погашению государственных займов – не приходится.

В этом ключе вспомнился также опыт соседних стран, когда был создан фонд государственного благосостояния, а при наступлении кризиса эти деньги были заморожены. Где гарантии, что наши "новые" пенсионные начисления не будут каким-то волевым административным решением направленны на точечное латание дыр бюджета страны? По сути мы снова вернулись к тому, что в Украине нет положительного опыта длительного накопления.

И последнее, если опыт некоторых стран показывает, что подобного рода отчисления имеют место быть и это инвестиция в свою старость, это не означает, что нам сейчас нужно тоже самое. В перспективе, когда экономика будет к этому готова, – да. Но не сейчас.