Воровство миллионов и "мертвые души": почему в Украине возник пенсионный кризис и как с ним справиться

5 августа 2015, 09:30

31 июля Совет директоров МВФ объявил о предоставлении Украине очередного транша в размере $1.7 млрд. Руководство Фонда отметило прогресс в необходимых для страны реформах и обозначило ключевые, по его мнению, направления реформирования украинской экономики.

Реклама

Одно из таких направлений – сфера государственных (публичных) финансов, ключевым элементом которой является пенсионная система, занимающая около трети государственных расходов в стране.

Кризис пенсионной системы

Пенсионная реформа в Украине давно стала насущной необходимостью.

Реклама

По доле пенсионных расходов государства в экономике, Украина уже несколько лет занимает первое место среди всех стран мира, потратив на пенсии почти 16% своего ВВП в 2014 году.



 Источник: Мировой Банк

Реклама

Ближайший конкурент – Италия – тратит на пенсионные нужды лишь чуть более 13% от ВВП, в среднем же развитые страны-члены ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) тратят на пенсии менее 8% от ВВП. Примерно столько же тратят в восточноевропейских странах-соседях Украины и даже в Беларуси и России эти траты достигают лишь порядка 9-10% от ВВП. Таким образом, нагрузка украинской пенсионной системы на экономику является беспрецедентно большой.

При этом, страна начала 21-е столетие с вполне нормального показателя. Пенсионные расходы Украины в 2000 году составляли лишь 8% от ВВП, как в развитых странах ОЭСР и странах-соседях Украины. Менее чем за десятилетие они разрослись до невиданных 18% в 2009 (вполне вероятно, наиболее высокий уровень пенсионных расходов отдельной страны за всю историю).

Источник: Пенсионный фонд, постановления о бюджете Пенсионного фонда 2000-2014 гг.

У этого стремительного роста расходов есть две причины.

Первая – популизм, охвативший страну в пост-кучминский период. Начало положил кандидат в президенты премьер В. Янукович, резко увеличивший пенсии и начавший дотягивать до определенного уровня минимальной пенсии всех пенсионеров, безотносительно размера заплаченных ими пенсионных взносов и их материального состояния. Следствием таких действий стал рост пенсионных расходов до 15% от ВВП и появление дефицита Пенсионного фонда в 2005 году – фактически, с этого момента Пенсионный фонд Украины можно считать банкротом. Последующие правительства продолжили в том же духе, щедро наращивая пенсионные обязательства, а также разнообразные спецпенсии, надбавки и доплаты.

Вторая причина – кризис 2008 года, приведший к обвалу экономики и доходов Пенсионного фонда. Обязательства перед пенсионерами, при этом, не уменьшились и в 2009 году Украина достигла пика нагрузки пенсионных расходов на свою экономику – 18% от ВВП. С того момента, расходы на пенсии стабильно остаются очень высокими.

Особую опасность это представляет в связи с процессом старения украинской нации. Так, согласно демографическому прогнозу ООН, увеличение количества пенсионеров по сравнению с количеством граждан трудоспособного возраста в Украине в ближайшие 15 лет увеличит пенсионные расходы более чем на 5% от ВВП, из них на 2.5% от ВВП до в ближайшие 5 лет. Очевидно, что возможности вытянуть такие высокие расходы у ослабленной украинской экономики не будет – где-то на этом временном промежутке пенсионная система станет окончательно неплатежеспособной.

Источник: Пенсионный фонд, постановления о бюджете Пенсионного фонда 2000-2014 гг.,демографические прогнозы ООН

Несмотря на столь огромный размер и высокую нагрузку на экономику, пенсионная система в Украине не является ни эффективной, ни социально справедливой:

  • Более 70% пенсионеров получают, с учетом надбавок и доплат, меньше среднего уровня обычной пенсии по возрасту (1535.63 грн по состоянию на 01.01.2015).

  • Система специальных пенсий, надбавок и доплат создает нагромождение привилегированных категорий пенсионеров.

  • Пенсии наиболее привилегированных категорий – прокуроров, судей, народных депутатов, членов КМУ – превышают уровень средней пенсии по возрасту в 5-11 раз.

Пенсионный фонд до сих пор не имеет единой централизованной информационной системы, в которой содержались бы данные по всем пенсионерам. Это приводит к многочисленным злоупотреблениям на местах – известны случаи, когда с помощью подделки информации разворовывались миллионы гривен.

Краткосрочные решения...

Существует ряд краткосрочных решений, которые могли бы на время снять остроту проблемы.

Первым из таких решений является аудит и ревизия Пенсионного фонда, а также внедрение в нем единой централизованной информационной системы. По различным оценкам, эти меры способны сэкономить от 10 до 30 млрд гривен (0.5-1.5% от ВВП). Основной источник экономии – т.н. "мертвые души": умершие пенсионеры, которые остаются оформленными в Пенсионном фонде и на чье имя продолжают приходить деньги, разворовываемые их родственниками либо сотрудниками Пенсионного фонда. Пенсионная реформа, проведенная в 2000-х в Грузии, показала, что количество таких "мертвых душ" может быть огромным – грузины выявили, что липовыми были около 30% всех зарегистрированных пенсионеров.

Второе решение – внедрение в пенсионную систему проверок имущественного состояния и доходов. Очевидно, что бедная и переживающая кризис страна должна расходовать деньги максимально эффективно – и социальная поддержка богатых и обеспеченных граждан (пусть даже пожилых) эффективным расходом средств никак не является. В связи с этим, возможно начать проверять имущественное состояние и доходы получателей пенсий – чего сейчас не делается – и перестать, как минимум, доплачивать до уровня минимальной пенсии тем из них, чье благосостояние явно позволяет обойтись без такой доплаты.

Можно пойти еще дальше и, вместо того, чтобы облагать налогами пенсии работающих пенсионеров – зачем-то стимулируя их не работать – перейти к налогообложению пенсий богатых и граждан. Такой подход был бы эффективным с точки зрения использования денег и социально справедливым.

...и долгосрочные

Долгосрочно, украинская пенсионная система требует существенной перестройки.

Негативные демографические тенденции – пенсионеров в стране в ближайшие десятилетия будет становиться всё больше, по сравнению с гражданами трудоспособного возраста – делают действующую солидарную систему, при которой нынешние работники содержат пенсионеров и платят им пенсии исходя из размеров пенсионных взносов, которые те когда-то сделали, долгосрочно нежизнеспособной. По уровню налогообложения оплаты труда Украина уже занимает одно из первых мест в Европе и мире – дальнейшее увеличение этого показателя попросту невозможно.

Чтобы сделать систему устойчивой и жизнеспособной, Украине необходимо окончательно признать, что пенсия в условиях бедной страны является не доступной для всех привилегией, а формой социальной поддержки пожилых людей. Де факто, наша пенсионная система уже выполняет именно такую функцию – но делает это для всех граждан, вне зависимости от их благосостояния. Более того, богатые и обеспеченные граждане – обладающие в пожилом возрасте накопленными сбережениями, активами, а, зачастую, и большими доходами – как правило, имеют высокие легальные доходы и, соответственно, высокую пенсию. Бедные же, наоборот, нередко оказываются на минимальной пенсии или близкой к ней. В результате, получается, что государство тратит большие суммы на поддержку тех, кто не нуждается в поддержке, в то время как нуждающиеся оказываются её лишены.

Чтобы решить эту проблему, Украина должна перейти к системе социальной поддержки пожилых малоимущих граждан, которые получали бы одинаковую по размеру пенсию, позволяющую поддерживать некие минимальные жизненные стандарты. Даже если 80% пожилых граждан являются малоимущими, такая система позволила бы сэкономить 20% от пенсионных расходов – или порядка 6 млрд гривен (3% от ВВП). Более того, рост благосостояния вследствие экономического роста сам по себе постепенно снижал бы долю малоимущих среди пожилых людей и тем самым снижал бы нагрузку пенсионных расходов на экономику и позволял повышать минимальные жизненные стандарты пенсионеров.

Для среднего же класса и богатых граждан необходимо ввести накопительную пенсионную систему, которая позволила бы им систематически сберегать деньги себе на старость и самостоятельно обеспечивать себя пенсиями. Весной правительство уже занялось решением этой проблемы – в Верховную Раду был внесен законопроект, призванный запустить в Украине накопительную пенсионную систему.

Однако, одного только запуска накопительной системы недостаточно для разрешения пенсионного кризиса. Без проверки Пенсионного фонда на наличие "мертвых душ" и прочих злоупотреблений, сворачивания пенсионных выплат богатым и обеспеченным гражданам, а также постепенного внедрения социальной поддержки малоимущих по возрасту (вместо действующей системы поддержки всех вне зависимости от их потребностей), будущее украинской пенсионной системы представляется туманным. А её окончательное банкротство может иметь самые неприятные последствия для страны в целом.