Почему Киев должен стать Большим, как Париж

20 ноября 2016, 05:24

На сайте Киевской горгосадминистрации выставили на обсуждение новую редакцию Стратегии развития города Киева до 2025 года. Первая, действующая редакция была утверждена Киевсоветом 15 декабря 2011 года – она определяет концептуальное видение будущего облика столицы до 2025 года, главные стратегические инициативы и приоритеты долгосрочного развития города, а также секторов городского хозяйства.

Это качественный документ, разработанный экспертами известной в мире The Boston Consulting Group. Однако естественно, что спустя пять лет многое не только в Киеве, а и в стране изменилось. Действующая Стратегия уже не отвечает требованиям вновь принятых нормативно-правовых актов, а также государственным документам стратегического характера, в частности, Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года и принятому в прошлом году Закону Украины "Об основах государственной региональной политики".

Реклама

Ко всему этому, практически ничего из намеченного в 2011 году так и не было воплощено, возможно, потому что не были приняты градостроительные документы, призванные реализовывать Стратегию.

В самом тексте новой редакции документа приводятся интересные цифры публичного отчета Центра исследований и коммуникаций "Киевский омнибус" – динамика ответов киевлян на вопрос "Как вы считаете, в правильном ли направлении развивается Киев?". Утвердительно ответили: в июне 2015 года – почти 43 процента опрошенных, в декабре 2015-го – чуть более 10 процентов, а в мае 2016 года – менее 7 процентов киевлян.

Актуализировала Стратегию (на деньги британского правительства) столь же именитая PricewaterhouseCoopers. Актуализация заняла четыре месяца. А на обсуждение на сайте горадминистрации отведено и вовсе мало времени – с 10 по 30 ноября. К сожалению, ажиотажа обсуждение не вызвало: за половину отведенного на него срока в нем приняло участие 22 человека, включая меня. Поступило всего пять предложений, включая одно мое. В основном предложения, как всякие комментарии в интернете, представляют собой критику власти, а в одном случае оскорбление мэра.

Реклама

Вопрос общественной пассивности – совсем другая тема, поэтому я воспользуюсь колонкой, чтобы поведать, что предложил я: добавить пункт о развитии Киевской агломерации. Тщательно изучив документ, я обратил внимание на то, что эта идея звучит в разделе "Ключевые условия успешной имплементации Стратегии", но очень несмело, буквально одной фразой: "Сотрудничество с общинами прилегающих к городу Киеву территорий для реализации совместных проектов".

При  этом напомню, что формально еще действует Генеральный план Киева до 2020 года, который был принят Киевсоветом в 2002 году. Он предусматривает создание новой административной единицы – Киевского столичного округа с включением в него 10 административных районов области. То есть идею расширить территорию собственно Киева (она составляет 84 тыс. гектаров) еще на 64 тыс. гектаров с включением в городскую черту 28 населенных пунктов никто до сих пор не отменял.

Действующий Генплан, предлагающий сделать из Киева мегаполис (очень крупный как по занимаемой площади, так и по численности населения город, образовавшийся за счет присоединения соседних населенных пунктов) не просто не был согласован с органами местного самоуправления, Киевским областным советом и Киевской областной государственной администрацией. Создать мегаполис в рамках действующего законодательства возможно только путем проведения референдумов в каждом населенном пункте и получения согласия территориальных общин. Это практически нереально, поскольку для населения могут возникнуть определенные экономические и социальные потери.

Реклама

Например, для ведения личного крестьянского хозяйства в селах граждане приватизируют безвозмездно участки до 2 гектаров; для строительства и обслуживания жилого дома в селах – до 25 соток, в поселках – до 15 соток, и все это без проблем. А в Киеве – даже теоретически не более 10 соток. В столице значительно выше плата за землю, за аренду жилья, уровень цен. Кроме того, местные общины теряют полномочия местного самоуправления.

Что касается границ, то они были утверждены еще в советское время. И, судя по новой редакции Стратегии развития Киева, столица не собирается выходить за их рамки.

Что делать, когда речь о присоединении населенных пунктов уже не идет? Есть более реалистичный путь, по которому пошли все европейские страны. Это агломерация – объединение интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями компактно территориально размещенных населенных пунктов.

Даже Берлин и Бранденбург существуют как отдельные территориальные общины. Тем не менее, в Стратегии Берлина-2030 делается ставка на развитие Берлинско-Бранденбургской агломерации, где, как и в Киевской (столица и пригородная зона), проживает более 4 миллионов человек: речь идет, например, об интеграции бюджетов, координации землепользования и транспортной системы. При этом вопрос согласованного развития территорий рассматривает координационный департамент общего территориального планирования Берлин-Бранденбург. В структуре департамента есть подразделения по Европейскому пространственному развитию, региональному планированию Северного и Южного подпространств, использованию возобновляемых источников энергии и т. д. Есть даже общий высший орган власти Берлина-Брандебурга по вопросам авиации.

Такие же подходы и в развитии Парижа или Лондона. Эти города юридически не расширяют своих границ, но генпланы их застроек предусматривают совместное использование пригородной зоны. Там тоже создали общие координирующие органы, в которых мэрии и представители избранных органов пригородной зоны вместе решают все вопросы застройки столицы и прилегающих территорий.

В перспективе можно создать для нашей столицы и области такие же, как в Европе, местные координирующие органы управления, которые будут решать вопросы развития 10 районов Киева, выноса промышленных предприятий за территорию города и строительства на их месте жилья и социальных объектов.

О том, что надо ограничить промышленные функции Киева, заместить физический труд умственным, развивать "сервисную экономику" и интеллектоемкие виды деятельности, а многие производства вынести за город, я писал в колонке "Киевским властям стоило бы упредить техногенные катастрофы. А они борются с ларьками" от 12 июня 2015 года. Размещение производств, например, в Броварах, Вишневом, Василькове или Обухове снизит трудовую миграцию из этих городов, которая составляет существенную часть транспортных потоков по киевским мостам и магистралям.

Вместе с пригородом можно заняться сооружением транспортных развязок, новых производств, деловых центров, электроподстанций, мусороперерабатывающих заводов и других объектов общих интересов. А также – формированием единого зеленого каркаса.

Киев не может бесконечно долго превращаться в "каменный мешок". Со временем это будет все более очевидно. Скажете, без немалых усилий сверху применить модель Большого Парижа и построить Большой Киев в нашей стране не получится? Я тоже так считаю. Даже во Франции идею Большого Парижа ("нового комплексного плана развития столичного региона Парижа") в свое время выдвинул президент страны, и, вопреки противостоянию многих политиков, вскоре было создано целое министерство  по делам Большого Парижа.