Почему обещанного три года ждут, или когда на самом деле перекроют Андреевский спуск?

8 октября 2015, 14:21

В мае 2012 года компания ЭСТА Холдинг пообещала поучаствовать в создании пешеходной инфраструктуры Андреевского спуска. В это обещание входили реконструкция лестницы на Замковую гору, создание на Андреевском спуске системы туристической навигации и установка ограничителей движения – боллардов, чтобы раз и навсегда убрать с пешеходной улицы огромное количество машин, которыми она заполнена, несмотря на запретительные знаки. 

Выполнить первое обещание оказалось легче всего – в январе 2013 года мы открыли отреставрированную лестницу. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что восстановленное освещение лестницы до сих пор находится на балансе нашей компании – просто потому что передать его некому – ни одна муниципальная структура не хочет брать на себя лишнюю ответственность. Со вторым обещанием – установкой туристической навигации – стало уже сложнее. Известный киевский дизайнер городского пространства Игорь Скляревский разработал удобную, но в то же время, не влияющую на восприятие Андреевского, навигацию. Однако ввиду необходимости получать огромное количество разрешений от чиновников, и, самое главное, отсутствия какого-либо движения в конструктивном направлении с их стороны, проект так и остался проектом. 

Реклама

Наконец, поговорим о проекте ограничения движения на Андреевском – установке боллардов. 

С августа 2014 года от городских чиновников разного уровня – от мэра до руководителей департаментов, звучат обещания перекрыть движение "через 2 недели", к концу сентября 2014 г., к началу весны 2015 г., ко Дню Киева, в июле 2015, ко Дню Независимости, в октябре 2015 г. Как представитель компании-балансодержателя (читай – собственника) уже установленных боллардов, хочу официально заявить: с таким подходом движение на Спуске не ограничат никогда, как бы сильно нам этого ни хотелось. 

На самом деле, эту грустную историю нужно рассказывать с самого начала. Следует сказать, что хотя бы какие-то подвижки по этому проекту начались с приходом нового мэра – до него желание ЭСТА Холдинг подарить городу необходимое оборудование не интересовало вообще никого. В июле 2014 года Виталий Кличко собрал большое совещание – о перспективах развития Андреевского спуска. На нем руководству профильных департаментов и Подольской РДА была поставлена задача – в течение двух месяцев установить болларды. Наши условия участия в этом проекте были следующими – обязательные общественные слушания, прозрачная процедура управления боллардами силами города, передача оборудования на баланс городу сразу после его установки. После вереницы совещаний и обещаний "помочь-поспособствовать-сделать все возможное" стало понятно, хочешь добиться результатов – делай все сам. 

Реклама

Попросив о помощи активных защитников Спуска, мы организовали в Подольской администрации двухэтапные слушания с жителями улицы и работниками компаний, которые находятся на ней. На этой встрече мы постарались учесть все интересы и проработали примерные правила получения ключей и управления устройствами. После этого, мы договорились об удаленном управлении системой силами Подольской РДА, которое позволило бы избежать проезда на Спуск за небольшую "мзду" диспетчеру на месте. Это удорожало проект и создавало определенные трудности с подключением и работой камер. Благо, вмешательство специалистов Укртелекома позволило решить эту проблему быстро и эффективно – чтобы максимально удешевить обслуживание системы после передачи боллардов на баланс городу, мы даже проложили на Спуске новый оптоволоконный кабель. 

Представители активных защитников улицы в длительном публичном диалоге разработали правила использования боллардов, которая в скором будущем должна быть оформлена в положение Подольской РДА и пройти общественное обсуждение. Сделать этот ключевой шаг мы с активистами не можем уже несколько месяцев – теперь против уже установленных боллардов выступило ГАИ, требующее то разъяснений от Министерства регионального развития, то предоставления письма от организации "Держспоживстандарт", не существующей с 2010 года. 

Вообще, отношение власти к меценатам и инвесторам – это тема отдельного разговора. Вся система построена так, чтобы любая инициатива "сделать что-то для города" была наказуема. Подход "хотите что-то сделать для города за свой счет, заплатите… заплатите еще ...и еще..." мы прочувствовали не только на проекте боллардов, но и на проекте реконструкции перехода через Крещатик. Выиграв конкурс на реконструкцию перехода с желанием убрать из него всю торговлю – вернув к изначальному предназначению, мы до сих пор не можем подписать инвестиционный договор, потому что городская власть постоянно выставляет новые и новые требования, увеличивая стоимость проекта в разы. Наши же просьбы – установить несколько небольших рекламных плоскостей ЦУМа внутри перехода, чтобы хоть как-то возместить растущую стоимость реконструкции вызывают только новые поводы для шантажа и требования профинансировать еще что-нибудь. 

Реклама

Вернемся к Андреевскому. Болларды установлены, система диспетчеризации настроена, осталась самая малость – сделать так, чтобы они заработали.  Для этого нужно получить разрешения ГАИ, провести финальный этап общественных слушаний и передать их на баланс города, чтобы после этого заключить договор о подключении к питанию. 

Однако по мнению ГАИ болларды на Спуске вообще не нужно устанавливать – потому что на улице висят знаки и этого вполне достаточно для того, чтобы там не ездили машины. Мне кажется – так могут считать только люди, которые никогда не были на улице или прямо заинтересованы в сохранении Спуска как транзитной улицы/парковки. 

Но хуже всего – нежелание кого-либо брать систему на баланс – брать за нее ответственность. А пока этого не произойдет – система работать не будет. Потому что движение на одной из самых популярных улиц города могут ограничивать власти города, а не частная компания. 

В далеком 2002 году мне посчастливилось работать санитаром медицинской службы в самом большом украинском детском лагере "Артек". В комнате общежития для персонала количество жильцов доходило до 20 человек (при номинальном количестве 12). Ясное дело, такая большая компания рождала "мемы". Именно оттуда пошла одна из моих любимых фраз "Пацан нырнул – пацан вынырнул". Три года назад мы "нырнули" в проект улучшения пешеходной инфраструктуры Андреевского спуска. За 3 года стоимость проекта выросла больше чем в три раза – с 800 тыс. до 3 млн. грн.. За эти деньги для города можно было сделать еще что-нибудь хорошее, если бы мы вовремя "вынырнули"… Но система не заточена под результат – она заточена только на обещания.