Приватизация – перезагрузка

6 ноября 2017, 17:27

В ближайшее время Верховная Рада будет рассматривать законопроект №7066, который должен существенно упростить процесс приватизации госпредприятий. Для чего понадобилось упрощать правила продажи госсобственности и что вообще для нас значит приватизация? 

Для большинства граждан Украины будет неожиданностью, что приватизацию госпредприятий мы относим к числу важнейших реформ государственного управления. Оно и понятно. Почти на всем протяжении существования независимого украинского государства тема приватизации так или иначе использовалась политиками. В итоге само это понятие заговорили, обесценили и сделали частью экономических схем, где интересы государства были далеко не на первом месте. Ярким примером тому может служить неизменный показатель ожидаемых поступлений от продажи госактивов на уровне 17,1 млрд. грн., который кочует без изменений из одного годового бюджета Украины в другой. При этом его выполнение ни разу не превысило 10%-15%. 

Реклама

Это объясняет скептическое отношение украинцев к приватизации. По результатам опроса, проведенного Центром экономической стратегии, "47% украинцев ничего не знают о приватизации как о реформе, а почти половина опрошенных вообще не владеет информацией по данному вопросу".

Между тем, реальная, а не кулуарная приватизация может существенно оздоровить не только экономику государства, но и украинский политикум в целом.

Начнем с того, что более 3000 государственных предприятий долгие годы не приносили своему собственнику, то есть народу Украины, ничего, кроме убытков. Исключением стал последний год, когда госсектор, наконец-то сработал в "плюс", получив прибыль 26 млрд. грн. Правда, львиная доля этих денег, 22,5 млрд. грн., была заработана одним предприятием – "Нафтогазом". Получается, что тысячи предприятий, которыми владеет государство, не наполняют бюджет, а вымывают из него деньги. 

Реклама

Подобная неэффективность, несмотря на наличие многолетних стереотипов и предубеждений против приватизации среди украинцев, формирует в обществе запрос на более активный процесс привлечения частных собственников. 

Именно для того, чтобы избавиться от этого балласта, сохранив при этом в собственности государства ограниченное количество стратегических предприятий и необходимо упростить подходы к приватизации. Прежде всего, планируется разделить предприятия всего на 2 группы – большие и малые. 

Реклама

Главной особенностью приватизации крупных предприятий из первой группы будет поиск для них стратегического инвестора. И это вполне соответствует ожиданиям общества. Согласно данным исследования ЦЭС "Критическое мышление против популизма"*, отвечая на вопрос: "Что важнее всего при приватизации – получить максимальную цену или привлечь стратегического инвестора?", 87% украинцев выбрало привлечение стратегического инвестора. 

Основными здесь участники опроса видят перспективы увеличения инвестиций в развитие производства, новые технологии, повышение конкурентоспособности предприятий, создание рабочих мест. Это правильное восприятие, если речь идет о стратегическом инвесторе.  

К этому можно добавить значительно более широкие возможности инвестора-стратега по привлечению средств, необходимых для развития бизнеса и выполнения инвестобязательств, прописанных в приватизационном соглашении. Это могут быть как собственный капитал нового собственника, так и кредитные средства, которые он сможет привлекать под более выгодные проценты и, тем самым, способствовать привлечению капитала в нашу экономику.

Наконец, у приватизации есть такая архиважная составляющая, как борьба с коррупцией. По данным исследования ЦЭС, 84% опрошенных украинцев считают, что "политики разворовывают средства госпредприятий и потом этими средствами финансируют выборы. В результате чего честные политики практически не имеют никаких шансов одержать победу на выборах". 

Это отчасти подтверждается результатами работы НАБУ. Среди почти 400 производств, которые расследуют детективы антикоррупционного ведомства, около 50 имеют отношения к коррупции на госпредприятиях. По оценкам НАБУ, суммарные убытки, которые понесли госпредприятия в результате коррупционных правонарушений, превышают 20 млрд. грн. 

Переход активов в частные руки принципиально изменит парадигму взаимоотношений политики и бизнеса. Мандат народного депутата или портфель чиновника  должны перестать быть абонементом для перераспределения бюджетных средств между убыточными предприятиями и компаниями-прокладками. В таком случае, качество политической элиты начнет улучшаться. Туда начнут приходить люди, чтобы писать и исполнять законы, а не "делать бизнес".   

Малые предприятия будут реализовываться по упрощенной процедуре через электронную площадку Прозорро. Это позволит максимально эффективно найти собственников для почти 900 предприятий, которые будут отнесены к этой группе. 

В результате государственный бюджет получит поступления от продажи наиболее ликвидных активов и сократит расходы на содержание более тысячи убыточных предприятий. Именно в этом заключается комплексный эффект от приватизации, который и делает ее одной из важнейших реформ. 

*

Проект "Критическое мышление против популизма" инициирован Центром экономической стратегии при поддержке Посольства Чехии в Украине, проведен компанией GfK Ukraine в июле-сентябре текущего года.

Методология: репрезентативный опрос методом телефонных интервью и фокус-групп – всего проведено 2070 интервью по ключевым реформам (пенсионная, образования, медицинская, земельная и приватизация), а в Киеве, Харькове, Львове и Лубнах состоялось 10 фокус-групп. Выборка репрезентативна взрослому населению страны без учета оккупированных и неподконтрольных территорий по полу, возрасту, региону проживания и размеру населенного пункта.