Пуаро против следователя

20 апреля 2016, 14:10

Не так давно глава национальной полиции Хатия Деканоидзе заявила о необходимости объединения следственных и оперативных подразделений полиции в новое подразделение – детективов.

Такое заявление вызвало оживленные дискуссии и бурю негативных отзывов, как со стороны действующих сотрудников полиции, так и со стороны представителей науки, которые заявляют о невозможности таких резких изменений в структуре полиции.

Реклама

Пред тем, как сделать вывод о том, быть детективам, или не быть, необходимо понимать, как построена система расследования преступлений сегодня.

Согласно уголовному процессуальному кодексу в досудебном расследовании преступлений принимают участие следователь, прокурор, следственный судья, оперативные подразделение ( в обывательском понятии "опера"). Главная их задача согласно закону – быстрое, своевременное и полное раскрытие преступлений. Следователь имеет право осуществлять гласные и негласные (о проведении которых Вы можете не догадываться) следственные и розыскные действия: допросы, обыска, снятие информации с каналов связи, проникновение в жилище и т.д.. Оперативники могут осуществлять гласные и негласные следственные и розыскные действия исключительно по поручению следователя. По собственной инициативе проводить какие-либо действия в рамках уголовного процесса оперативники не могут. Так называемое процессуальное руководство действиями следователя производит прокуратура, она же дает указания по производству следственных действий, может проводить их самостоятельно, представляет обвинение в суде. Следственный судья дает разрешения на проведение гласных и негласных следственных действий, которые нарушают права и свободы граждан: обыск, доступ к вещам и документам, проникновение в жилище и т.д.

Исходя из вышеизложенного, можно заметить, что как минимум два подразделения дублируют деятельность один одного: следствие и оперативные подразделения. При этом, чаще всего следователь передает часть своих полномочий оперативным сотрудникам, которые иногда не имея следственного опыта, тем не менее проводят следственные действия. Таким образом, результаты работы следователя по расследованию преступлений, часто зависят от качества работы оперативников. Многие факты следователь не воспринимает непосредственно, а узнает их из документов, составленных оперативными сотрудниками. И благо для следователя, если документы составлены операми качественно и не поступают рапорта о том, что кого-то не удалось установить, найти, допросить.

Реклама

Таким образом, следователь чаще всего расследует преступление не выходя из кабинета, основываясь на информации и доказательства собранные по его поручению оперативниками.
Теперь разберемся, кто такой детектив. В системе полиции США и некоторых европейских стран детектив – специалист по расследованию уголовных преступлений, в обязанности которого входит сбор улик и предоставление их судебным органам. По своей сути детектив – это синтез следователя и оперативника, который, используя методы оперативной и следственной деятельности, расследует преступление самостоятельно и непосредственно с момента его выявления и до момента передачи собранных доказательств в прокуратуру или суд.

А теперь ключевой вопрос. Кто будет более эффективно осуществлять расследование преступления: лицо, которое самостоятельно с момента совершения преступления собирает доказательства, допрашивает лиц, истребует документы, проводит оперативные мероприятия, воспринимая все факты дела непосредственно и создавая целостную картину преступления, или лицо, которое перекладывает на оператвиных сотрудников обязанности по сбору доказательств, а затем пытается совместить довольно разрозненные по качеству, полноте, и иногда грамотности результаты?

Ни в коем случае не умаляя способности оперативников, считаю, что было бы целесообразней привести оперативных сотрудников и следователей к общему знаменателю, обучив их оперативным и следственным методам работы и дав им возможность использовать эти методы непосредственно и в полной мере.

Реклама

Сторонникам позиции, что изменения, о которых заявила госпожа Деканоидзе, в системе расследования преступлений произойти не могут, я хотел бы напомнить слова мудреца: "Все проходит, и это тоже пройдет".