Путешествие по следам богини-змеи

12 апреля 2018, 08:28

Самым ярким моим впечатлением от недавней поездки в Швецию была… маленькая полустертая фреска в соборе св Петра (Мальмо).

Собор некогда был католическим, затем стал протестантским, в связи с чем его стены побелили и древние фрески закрасили. Лишь относительно недавно в одном углу храма -  в крохотной крестильне сюжеты XV века были освобождены из белого рабства.

И каково же было мое удивление, когда среди иных персонажей я обнаружила хорошо знакомую мне героиню, змеиный след которой я отслеживаю уже много лет…

След этот проходит через всю Европу, и наша страна Украина – не исключение.

Загадочная женщина-птица-змея на утиных ногах может оказаться и нашей далекой праматерью, и полуязыческой Параскевой Пятницей, и основательницей Киева Лыбедью!

Фреска XV века в храма св Петра (Мальмо, Швеция)

В 2000 у меня были серьёзные проблемы со зрением.  В том же году по воле случая я отправилась на экскурсию в крымский Топловский монастырь.

Имя Параскевы в те годы не говорило мне ничего. Но одинокая, далекая от моря женская обитель с чистенькой гостиницей для паломников, маленьким храмом и источником, к которому мы шли через лес, покорила меня своей настоящестью.

Я запомнила обратный пусть по степному Крыму, огромное небо, исполосованное резаными ранами заката… И лишь сейчас, больше 15 лет спустя, вдруг сопоставила и поняла, что зрение мое пошло на поправку как раз после Крыма. И, само собой, я умылась из местного источника, исцеляющего глазные болезни – хоть не сильно верила в его чудотворность (но раз уж экскурсовод предлагал подобный "аттракцион" – следовало им воспользоваться).

Спустя много лет я обратила внимание: среди множества целебных источников – больше всего тех, кто излечивают именно болезни глаз (о лечении других болестей зачастую речь не идет!).

И именно Водяной Матушке святой Параскеве Пятнице, культ которой известен во всем мире, посвящены и многие источники, и множество "глазных" легенд.

Официальной целительницей глазных болезней в христианстве считается Параскева Римская (8 августа) во славу которой возведен Топловский монастырь и написано множество своеобразных икон известных как "Параскева с глазами" – на них святая держит в руках чашу "исполненную очей", со дна которой глядят два человеческих глаза.

Икона "Параскева с глазами"

Согласно легендам Топловского монастыря Параскева Римская приняла свою смерть в Крыму, и на месте ее казни в урочище Топлу забил тот самый чудотворный источник. В любом случае, источник намного старше Топловского монастыря (официально основанного лишь в 1864 году) – неподалеку от него были обнаружены остатки древних греческих церквей св. Параскевы.

Но до своей смерти в Топлу Параскева успела проделать долгий путь ипрослыть целительницейи даже победительницей змея.

По синаксаре Никодима римский император Антоний Пий (царствовал с 138 до 161 гг.) предал святую пыткам:

"....император приказал посадить Параскеву в котел с раскаленным маслом и смолой. Но силами своей молитвы девушка оставалась невредима.

Тогда император усомнился в том, действительно ли в котле масло и смола, и приказал девушке плеснуть в него жидкостью из котла. Параскева зачерпнула рукой жидкость и плеснула в лицо императору. Он получил сильный ожог лица и ослеп.

Это стало наказанием правителю за его жестокость. Он мучился от невыносимой боли и умолял святую деву вернуть ему зрение. "Раба Истинного Бога, — просил он, – помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы я мог уверовать в того Бога, которого ты проповедуешь".   И по ее молитве император в тот же час получил исцеление, прозрел, и вместе со своими подданными принял христианство".

С тех пор к св. Параскеве Римской –обращаются за исцелением глаз (и здесь стоит вспомнить, что по легенде киевский князь Владимир – тоже ослеп за грехи и прозрел в момент крещения в Крыму!), а на иконах святую часто изображают с глазами в сосуде.

Похожую икону можно увидеть и на греческом Кипре в храме святой Парасевы неподалеку от Пафоса. Но статья о достопримечательностях острова рассказывает уже иной сюжет:

"икона на Кипре, где Параскева изображена держащей в руках чашу с глазами, посвящена другой Параскеве. История эта произошла во времена Османского владычества. В одном из греческих монастырей жила монахиня, принявшая имя Святой Параскевы. Однажды монастырь посетил турецкий султан. Увидев девушку, он без памяти влюбился в ее прекрасные глаза. Попросив ее стать его женой и получив отказ, султан отправился к настоятельнице монастыря: "Или ты уговоришь Параскеву, или я сожгу весь монастырь! Я не могу жить без ее глаз!" Когда в назначенный день султан вернулся в монастырь, Параскева вышла к нему на встречу, и попросив подождать ее, ушла к себе в келью. Через некоторое время к нему вышла молодая послушница. Она передала султану чашу, в которой лежали глаза Параскевы, и записку: "Ты хотел мои глаза? Забирай! ""

Эта кипрская легенда тоже сугубо местная, но она показывает нам, что, помимо официального жития, о Параскеве, точнее Параскевах и их глазах в мире ходили самые разнообразные истории! И некоторые начинаются еще с классических мифов древней Греции.

Если на Руси святая Параскева заняла место языческой богини Макошь, в литовском фольклоре Макошь и ее вилы-русалки носит имя Лаумы и лаум.

Еще среди древнегреческих легенд есть история о Ламии – дочери бога Посейдона. Зевс-громовержец влюбляется в красавицу Ламию, вступает с ней в связь, та рожает детей. Жена Зевса Гера ревнует и жестоко наказывает любовницу мужа – Ламия теряет разум, убивает собственных детей (в иных вариантах детей Ламии убивает сама Гера) и превращается в страшного зверя (позже ее часто изображают в виде женщины-змеи). С тех пор Ламия обречена на мучения – от тоски по собственным чадам она похищает человеческих детей. А чтобы заснуть и хоть ненадолго обрести покой, Ламия периодически вынимает свои глаза и кладет их в чашу (прямо как святая с глазастой чашей в руках!).

На первый взгляд Лаума и ее слуги лаумы из литовского фольклора, а также ламии из баскской мифологии мало похожи на это нечастное древнее чудовище. Но кое-что общее у них все же есть.

Если Ламия-греческая имеет связь с Зевсом-громовержцем, литовская Лаума – невеста громовержца Перкунаса (как и наша Макошь – жена бога молний Перуна), а ее лаумы – предсказывают судьбу новорождённым детям, делают им дары… но иногда похищают человеческих детенышей.

Если древнегреческая Ламия – дочь бога морей Посейдона, лаумы и ламии – отвечают за воды, источники, радугу.

Ламии баскской мифологии – на вид классические русалки, у них либо рыбий хвост, либо утиные ноги.

Ламия из баскской мифологии

Но и у литовских лаум –свои тайны под юбкой. Как говорится в одной из литовских сказок "две лаумы в избу зашли. Одна на курьих ногах и в простыню завернута, другая — на петушьих".

В Украине Пятница по народным поверьям тоже ходит на гусиных ногах – т.е. ногах водной птицы.

Но в некоторых вариантах у ламии – змеиный хвост!

Ламия в современном изображении Бориса Валеджо

Трудно понять, как можно быть одновременно змеей и птицей? Но как раз этот необыкновенный гибрид и можно увидеть на фреске XV века в шведской церкви св Петра, где в ногах у святых изображена самая разнообразная попираемая ими нечисть, в частности, женщина с телом, извивающимся как у змеи и заканчивающимся перепончатыми лапами водоплавающей птицы.

Само собой, когда речь заходит о женщине-водной птице, на ум сразу приходит царевна-лебедь из сказки Пушкина, и ее более древний прототип из былин киевского цикла – волшебница Марья Лебедь Белая . Да и имя основательницы Киева Лыбедь настолько походит на слово "лебедь", что трудно избежать искуса и провести параллель. В связи с чем, некоторые историки считают, что киевская Лыбедь – это Сванхильд ("сван" – означает "лебедь") из скандинавской хроники.

Безусловно все возможно, и киевская Лыбедь-лебедь тоже может оказаться волшебницей птицей-змеей, но пока нет почти никаких подтверждений подобного предположения…

За исключением разве что любопытной легенды, бытовавшей среди старожилов киевского Подола еще в середине прошлого XX века, до появления киевской дамбы, когда Город регулярно страдал от весенних разливов Днепра. Это легенда о Лыбеди, которая в виде белой птицы лебедицы-пророчицы предупреждает киевлян о наводнениях и прочих бедах:

"…автор статьи из своего далекого детства помнит, как взволнованно высматривали весной над Подолом белого лебедя старшие соседки… Героиней этих предсказаний была Лыбидь, сестра легендарных основателей Киева… именно она, воплотившись в белую птицу, как считали старые киевляне, предупреждала их об опасности от воды. Причем как днепровской, так и любой другой киевской, в частности и от одноименной речки и от подземных потоков в плавунах. А последние, бывало, тоже наносили немалый вред, разрушая, а то и "сбрасывая" здания. По старокиевским преданиям, Лыбидь, появившись как плачущая птица, могла предупредить праведную душу даже тогда, когда кто-то собирался закладывать дом во вроде бы подходящем месте, но на подземных плавунах". ( Ольга Недавняя "Мистика киевских потопов")

Лыбедь тут имеет прямую связь с водами Киева. Тем любопытнее, что в Украине Пятницу тожесчитали русалкой и украинская Пятница имела кровную связь со змеями.

По Скуратовскому украинцы верили: Бог нашлет гадюк на того, кто не празднует пятниц (прядет, стирает, золит, мочит коноплю в этот день). Украинской господыне, которая в пятничный день, вопреки запрету, вытаскивает из воды конопли, задают вопрос: "Молодица, что для тебя лучше – быть калекой или двух детей кормить?". Она отвечает: "Лучше двух детей кормить". И тут же появляются два ужа и начинают сосать из ее грудей ( в Болгарском варианте той же легенды все еще менее двузначно – Параскева Пятница приходит к нарушившей пятничный запрет женщине в виде змеи.)

Источник, змеи, водоплавающие птицы, русалки – часть водной стихии. В древних источниках Макошь часто поминали вместе с русалками-вилами.

Но сейчас мало кто помнит, что, подобно своим балканским соседкам-вилам, украинские вилы-русалки могут похищать человеческие глаза (и хоть у наших русалок нет хвоста, зато в украинских сказках есть девы-змеи). Но они же могут и вернуть людям утраченное зрение, русалке достаточно указать человеку целебный источник!

Тот самый целебный источник, который позже станет источником Водяной Матушки Пятницы (она же русалка, она же вила, она же Макошь, она же змея, она же водоплавающая птица).

И тот факт, что по древнейшей христианской легенде Киева Владимир, пребывая в Крыму, сначала теряет зрение, а затем прозревает в момент крещения в купели со святой водой… дает нам возможность заподозрить, что за этой легендой может стоять и другая – более старая и еще неизвестная нам о какой-нибудь женщине-змее, похищенных глазах и чудесном исцелении в волшебной водице?

Кто знает, кто знает…

Из будущей книги "Легенды и сказки Киева".