Реорганизация "УЗ" – первый и самый важный этап ее реформирования

7 декабря 2020, 14:35

Европейский Союз обнародовал ежегодный отчет о реализации ассоциации в Украине. Пристальное внимание наших европейских партнеров приковано к "Укрзализныце". В ЕС считают, что украинский железнодорожный монополист находится в критическом финансовом положении. По итогам 2020 года в компании ожидают 12-14 млрд грн убытков. В прошлом году "УЗ" пыталась улучшить свои финансовые показатели, но, к сожалению, делала это за счет украинского бизнеса. Благодаря повышению тарифов на грузоперевозки на 14,2% "УЗ" удалось увеличить доход от перевалки грузов на 24,3%, до 84 млрд грн. Но капитальные инвестиции в обновление инфраструктуры остались на уровне 2018 года. Из-за общей неэффективности монополист недостаточно вкладывает в обновление подвижного состава и ремонт инфраструктуры. Сегодня уровень износа подвижного состава составляет более 90%, более 25% ж/д путей нуждаются в капремонте или реконструкции.

ЕС поддерживает инициативу – до 2022 г. разделить компанию на четыре самостоятельных подразделения: грузовое, пассажирское, производственное и инфраструктурное. В этом случае АО "Укрзализныця" превратится в вертикально интегрированную компанию с дивизиональной структурой. Это позволит эффективнее работать с фирмами-заказчиками и более результативно привлекать средства на цели развития. Ведь сегодня инвестиционные возможности монополиста блокируются практикой перекрестного субсидирования убытков от пассажирских перевозок. Это лишает прибыльные направления возможности вкладывать инвестиции в модернизацию, капстроительство и обновление подвижного состава. "Укрзализныця" планирует с 2021 года перевозить 1 млн т грузов круглосуточно. Это весьма амбициозная цель, но важно не столько количество, как качество, то есть эффективность работы компании. Добиться необходимых результатов без указанных реформ будет невозможно.