Рынок природного газа становится глобальным

8 марта 2018, 11:40

Победа "Нафтогаза" в Стокгольмском арбитраже и неадекватная реакция "Газпрома" на вердикт суда при практическом бездействии ЕС свидетельствует о том, что время для простых и понятных решений задачи энергетической безопасности подходит к концу. Не только крупнейшие страны, но и наши более скромные западные соседи ищут нетривиальные пути обеспечения национальной экономики газом и возможностей реэкспорта, если позволяют погода и рыночные условия.

До недавнего времени природный газ оставался едва ли не единственным товаром, торговля которым была ограничена локальными или региональными рынками из-за сложностей с хранением и транспортировкой. Если газ добыт, его надо потребить, а для этого его следует доставить потребителю. Наиболее дешевым и надежным является трубопроводный транспорт и именно поэтому газопроводы всегда рассматривались как стратегические инвестиции, а договора на поставку газа заключались на 25 лет с условиями "бери или плати".

Реклама

Развитие технологий производства и транспортировки сжиженного газа позволило расширить рынки, включив в мировую торговлю газом островные государства – как производителей, так и потребителей LNG. Сжиженный газ, как правило, оказывается дороже трубопроводного, если они поставляются на одни и те же рынки. Однако когда речь зашла о необходимости диверсификации источников поставок газа или создания конкурентной среды с целью снижения цен трубопроводными монополистами, многие страны предпочли строительство LNG терминалов и закупки газа на спотовых рынках. К примеру, так поступает Турция, которая основной объем газа получает из России, Ирана и Азербайджана, однако активно эксплуатирует свои регазификационные терминалы для сжиженного газа из Алжира, Нигерии и Катара.

Мировой рынок сжиженного газа растет довольно быстрыми темпами. На сегодняшний день в мире около 20 стран производят сжиженный газ, и среди основных – Австралия, Малайзия, Катар, Россия и Индонезия. В меньшей степени на рынках присутствуют Алжир, Бруней, Нигерия, Оман, Папуа Новая Гвинея, Перу, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, и вот совсем недавно в число экспортеров попали США. Примерно вдвое большее число стран являются покупателями сжиженного газа. Здесь среди лидеров Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань, Индия, Пакистан и Великобритания.

Невзирая на то, что рынок LNG является спотовым, то есть существует возможность покупать и перепродавать газ по нескольку раз пока танкер идет от производителя к потребителю, отношения между производителями и их клиентами являются, как правило, долговременными. Так, Австралия поставляет газ в основном в Китай, Японию и Южную Корею, Малайзия – в Японию, на Тайвань и в Южную Корею, Катар – практически по всему миру, от Китая, Японии, Индии и Южной Кореи до Италии и Великобритании. Крупнейшим в мире потребителем сжиженного газа является Япония, которая после аварии на атомной станции в провинции Фукушима в 2011 году была вынуждена остановить все свои 50 ядерных реакторов и резко увеличить объемы закупок газа для выработки необходимой стране электроэнергии.

Реклама

И все же, несмотря на бурное развитие как мощностей по производству LNG, так и технологий его доставки, в настоящее время в мире насчитывается всего 480 танкеров, 24 строятся и 80 заказаны судостроительным компаниям. По авторитетным оценкам, рынок сжиженного газа вырастет в течение 5 лет на треть, и это будет означать возникновение дефицита танкерного флота. Крайне любопытно проследить тенденции по развитию рынка, особенно с учетом постоянно раздающихся российских мантр о дороговизне сжиженного газа, который, якобы, не конкурент трубопроводному. Однако Франция, Польша и Литва построили новые терминалы по приему LNG, а сама Россия недавно открыла гигантский завод компании "Новатэк" по производству сжиженного природного газа на Ямале (с китайскими и французскими инвестициями). Сейчас "Новатэк" ведет переговоры с Саудовской Аравией по финансированию строительства второго завода. Первые танкеры (а их надо сопровождать ледоколами, что, по теории, должно бы дополнительно повысить цену) доставили российский газ в Великобританию и США. Всерьез ведутся переговоры об использовании северного морского пути для поставок российского LNG в Китай. Именно там, на рынке Юго-восточной Азии за последнее время произошли события, предопределившие будущую глобализацию мирового рынка газа.

Прежде всего, следует ожидать, что в ближайшей перспективе Австралия потеснит Катар с "трона производителя LNG", достигнув объема годового производства в 80 миллионов тонн. Катар обещает не отставать и довести объемы производства от нынешних 77 до 100 миллионов тонн в течение пяти лет. В гонку за лидерами устремились США, которые, как прогнозируют специалисты, вполне могут побороться за место в первой тройке уже в 2022 году. И если сегодня Соединенные Штаты уже осуществили несколько показательных поставок LNG в Польшу и Турцию, то в перспективе именно азиатское направление является для них наиболее интересным, учитывая растущие амбиции Китая, необходимость поддержки союзников в Корее и Японии, да и наличие значительного числа "островных" потребителей, для которых трубопроводы попросту недоступны. Выход на лидирующие позиции Австралии – союзника США – значительно увеличивает шансы на благоприятные для администрации Трампа условия функционирования этого важнейшего рынка.

В свою очередь Китай – основной экономический соперник США, год назад открыто объявивший о своих глобальных амбициях, проводит политику постепенного отказа от угольной энергетики и перехода на экологически чистое топливо. На протяжении 2018 года Китай потребляет чуть более 5 миллионов тонн сжиженного газа в месяц  (около 63% от месячного потребления Японии), что составляет примерно 20% объема мирового рынка в 300 миллионов тонн. Минувшей зимой 17 китайских регазификационных терминалов работали с нагрузкой, превышающей их номинальные показатели, чтобы справиться с аномальными холодами во многих регионах страны. В этом году предусматривается завершить строительство нескольких новых частных LNG терминалов, что вполне способно сместить внимание операторов глобального рынка с Японии на Китай, учитывая провозглашенные Си Цзиньпинем цели и задачи концепции "Один пояс-один путь".

Реклама

По оценкам Администрации энергетической информации США, к 2040 году доля Китая на мировом рынке вырастет до более, чем 25%. Китайский рынок представляет значительный интерес и для американцев, которые стремятся сократить гигантский  дефицит торгового баланса с КНР. Кроме того, правительство КНР приняло решение довести долю природного газа в энергетическом балансе страны до 10% в 2020 году, что обуславливает значительный "аппетит" промышленности в новых и надежных поставщиках. Пять экспортных терминалов в США должны вступить в строй уже в ближайшее время, увеличив экспортные мощности страны в семь раз к 2019 году. "Замыкание" глобального рынка газа через Тихий океан от США в Японию, Корею и Китай будет, по мнению ведущих аналитиков, самым значимым событием в мировой экономики в ближайшие десять лет.

Администрация Трампа уже ищет возможности для смягчения достаточно сложного механизма получения экспортных лицензий на такие стратегические товары, как природный газ. Учитывая традиционный интерес республиканцев к энергетическому сектору, следует ожидать, что Дональд Трамп своего добьется. Крайне интересно в этом контексте, что Китай практически самоустранился от ключевых энергетических проектов с "Газпромом" (трубопровод "Сила Сибири") и "Роснефтью" (речь шла об покупке акций), однако стал участником проекта "Новатэк" на Ямале. Очевидно, в Пекине решили не связывать себя со столь важным для Путина газопроводом, который не так решает энергетические проблемы северных провинций КНР,  сколько создает дополнительную зависимость от прихотей Москвы. В противовес газопроводам в Китае сочли более гибким строительство регазификационных терминалов, которые могут принимать какой угодно сжиженный газ – хоть российский, хоть американский. С этой точки зрения становится понятным, почему Китай вдруг решил заняться строительство ледокольного флота, хотя не имеет выходов к замерзающим морям.

Тем временем Россия, энергетическая экспансия которой в Европе становится, увы, реальностью, решила потеснить США еще в одном важной стране, отношения с которой у Вашингтона в последние годы ухудшились. Речь идет о Пакистане. Сначала Китай объявил о целой серии крупных инфраструктурных проектов в этой стране на сумму более 60 млрд. долларов, так теперь и Москва принялась активно строить планы сотрудничества с Исламабадом. В частности, в октябре прошлого года РФ и Пакистан подписали межправительственное соглашение, открывающее "Газпрому" путь к экспорту сжиженного газа в эту страну. Ожидается, что к середине текущего года переговоры между компаниями будут завершены. Речь идет о поставка в среднем двух танкеров в месяц, что позволяет оценить сумму сделки в 9 млрд долларов за 15 лет.

Россия также завила о готовности построить внутреннюю сеть газопроводов между основными городами страны, однако реализация этих планов пока сдерживается американскими санкциями против РФ. Резкое потепление отношений РФ с Пакистаном очень обеспокоило Индию – стратегического партнера России, однако в Москве, похоже, мало переживают в связи с опасениями Индии. Для кремлевских стратегов важнее занять любую нишу в стратегически важном регионе, которую освобождают США. Как бы там ни было, но вполне очевидно, что формирование глобального рынка природного газа будет завершено в течение ближайших пяти лет. И крайне важно понимать, в каком из сегментов этого рынка окажется Украина.