С чем связан рост ДТП в Киеве?

23 ноября 2017, 17:38

В Киеве заметно увеличилось количество аварий. С начала этого года, по последним данным, в столице произошло 35 029 ДТП.

Если в последнее время вы не стали свидетелем крупной аварии, скорее всего, вы просто не выходите далеко из дому. В авариях гибнет больше людей, чем в результате боевых действий на Востоке, и беда в том, что число ДТП с каждым годом увеличивается. Так, Департамент информационно-аналитической поддержки Национальной полиции Украины зафиксировал, что к сентябрю 2017 года этот показатель вырос на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Реклама

Почему это происходит?

Главная причина аварий – отсутствие культуры вождения, глобальное невыполнение правил дорожного движения. Самый частый случай – превышение допустимой скорости. Нарушают также правила маневрирования и пересечения перекрестков. Кроме того, водители, к сожалению, довольно часто не соблюдают безопасную дистанцию, садятся за руль в нетрезвом состоянии, выезжают на встречную полосу движения, нарушают правила пересечения пешеходных зон. Это то, что нам известно из зарегистрированных случаев, на которые приезжает полиция. То есть, целенаправленный аудит ДТП, мест концентрации аварий мы уже не ведем: в отсутствии ГАИ нет ни ресурсов, ни методологии.

Ровно два года назад (18 ноября 2015 года) ликвидировали государственную автомобильную инспекцию. Водители почувствовали свободу и стали смелее – только этим можно объяснить, как при прочих равных увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Безжалостная статистика показывает, что наше общество еще не готово к саморегуляции на дороге, и контроль за потенциальными нарушителями просто необходим.

Сейчас в Киеве вводят видеофиксацию нарушений, собираются установить около 6000 камер (сейчас – 4125). Городские власти с гордостью (!) сообщают, что одна камера уже установила 73 000 нарушений! Но я не разделяю то ликование, с которым у нас предвкушают безопасное будущее на дорогах. Камеры – это лишь превентивная мера, и то, очень слабая. Ведь собирать штрафы с камер нельзя – нет такого закона. То есть, если водитель нарушает правила дорожного движения, и мы это видим на камеру, наказать его все равно не получится.

Реклама

Смотрите, во Франции тоже нет ГАИ, но тем не менее, в этой стране аварийность в несколько раз ниже нашей. В Украине нет необходимой законодательной базы. Та же видеофиксация нарушений у нас не будет работать до тех пор, пока водитель не поймет: попав на камеру с нарушением, он необратимо заплатит штраф.

В Европе, где установлены сотни тысяч таких камер, есть предупреждающие знаки о видеофиксации и водители настроены на то, чтобы ехать по правилам. Потому что в случае нарушений он будет наказан. А штрафы в Европе, прямо скажем, жесткие.

В Киеве камеру установили возле станции метро Днепр, на Набережном шоссе, по которому в общем-то безопасно ездить со скоростью и в 80 км/час, а разрешено 60. Камера фиксирует нарушения. Но ведь та дорога предназначена для большей скорости! Там нет пешеходов, есть разделительная полоса, полосы широкие и никто ничего не нарушал бы со скоростью 80. Это ограничение еще несколько лет назад поставили для того, чтобы у ГАИ была возможность и там собирать мзду с "нарушителей".

Реклама

Сейчас внедряется ограничение максимальной скорости в населенных пунктах до 50 км/час, но такое универсальное ограничение нас не обезопасит. Никто не ведет аудит дорог. Где-то пятидесяти объективно мало, а где-то спидометр должен показывать не больше двадцатки. Дифференцировать скорость нужно в зависимости от классификации магистралей. Самую низкую скорость необходимо определить за историческим центром города, выше – на магистралях с регулируемым движением за пределами центра, и еще выше – на магистралях непрерывного движения. А унификация дорог вряд ли пойдет на пользу: водители будут чувствовать, что можно увеличить скорость, и станут нарушать новые правила. Это профилактика наоборот – провокация аварийности.

Но и нарушение ПДД, увы, не единственная причина, хотя и основная

Мы не имеем свежих данных о количестве автомобилей в городе: сколько у нас новичков, в каких районах в силу определенных инфраструктурных обстоятельств (появление жилого комплекса или бизнес-центра, новые маршруты общественного транспорта, ремонты дорог) изменилась интенсивность движения. Мы попросту не можем прогнозировать вероятность ДТП, не имея данных трафике. И обезопасить людей поэтому тоже не можем. На каких-то участках не хватает отбойников, ограничителей, разделительных барьеров, где-то пора сделать островок безопасности. Мы знаем только о том, где находятся так называемые "красные участки", сейчас там устанавливают светоотражающие элементы, организовывают островки безопасности, именно там в первую очередь установят камеры наблюдения.

С помощью этих камер мы и будем следить за алгоритмами движения на дорогах. Необходимо внедрить методологию наблюдения: какие критерии мы отслеживаем, какой период брать за единицу времени, чтобы можно было делать выводы о глобальных тенденциях, а не единичной ситуации. А затем принимать меры для обеспечения дополнительной безопасности. Принимать решения (вроде ограничений скорости) нужно, основываясь на статистике, а не ощущениях. Но в первую очередь нужно, конечно, озаботиться системой санкций против нарушителей.