Саммит Восточного партнерства: с надеждами, но без прорыва

22 ноября 2017, 10:03

24 ноября в Брюсселе пройдет 5-й саммит Восточного партнерства, где Украина будет представлена на наивысшем уровне – украинскую делегацию возглавит Петр Порошенко.

Украинский президент везет в Бельгию свой список рекомендаций, как улучшить сотрудничество в формате Восточного партнерства. Еще в сентябре во время своего ежегодного послания к Верховной Раде президент заявил, что после получения безвизового режима Украине нужны новые цели: присоединение к Шенгенской зоне, таможенному и энергетическому союзу ЕС, единому цифровому рынку и авиационному пространству.

Реклама

Все это также прописано в резолюции, которую Европарламент проголосовал на прошлой неделе как рекомендацию Совету ЕС, Еврокомиссии и Внешней дипломатической службе ЕС к саммиту Восточного партнерства. Европарламент всегда был более прогрессивным в плане будущих отношений с Украиной, в отличие от более сдержанных Совета ЕС или Еврокомиссии. Конечно, некоторые моменты рекомендаций будут включены в финальную декларацию саммита, поскольку прозвучали не только со стороны Украины и Европарламента, но и со стороны правительств стран-членов ЕС.

Но есть и спорные моменты. К примеру, экономисты уже давно говорят, что Таможенный союз с ЕС для Украины не очень и выгоден: уже есть формат DCFTA (Зоны свободной торговли – Ред.), и для ассоциированных Украины, Грузии и Молдовы больше бы подошел формат "European economic area" по примеру Норвегии и Швейцарии. Шенгенская зона: честно скажу, маловероятно, что вступление Украины в Шенген произойдет. К примеру, Румыния и Болгария еще в 2011-м выполнили все условия для такого вступления. Прошло шесть лет, но, как мы видим, Румыния и Болгария не смогли присоединиться к Шенгенской зоне, даже несмотря на выполнение серьезных требований, в том числе, и по части антикоррупции. У Украины в этом плане, признаемся, работы непочатый край.

Кто против перспективы членства?

Президент Порошенко вместе с другими странами, у которых есть больше амбиций в отношениях с ЕС (Грузией и Молдовой), попытается добиться какого-то прорыва в плане развития Восточного партнерства. Хотя шансы на это довольно невелики, поскольку в самом ЕС не хотят сильно расширять формат возможностей для стран-участниц Восточного партнерства.

Реклама

Но есть несколько пунктов итоговой декларации саммита, по которым еще нет окончательного согласия. Первое и, мне кажется, самое важное, – в проекте декларации нет пункта о перспективе членства в ЕС. Этот вопрос становился проблемным и накануне предыдущих четырех саммитов в Праге в 2009-м, в Варшаве в 2011-м, в Вильнюсе в 2013-м, и в Риге в 2015-м. Вместо признания перспективы членства будет определенная ссылка на "европейские стремления". Но это то, что записано в преамбуле Соглашения об ассоциации (СА). Правда, даже эту формулировку, насколько мне известно, украинской дипломатии пришлось выбивать.

Есть несколько стран, блокирующих упоминание перспективы членства. К примеру, Голландию в этом вопросе поддержала Германия и в некоторых случаях Венгрия (на фоне недопониманий по украинскому закону об образовании). После этого, кстати, Венгрия априори стала блокировать любые инициативы, связанные с Украиной. Поэтому никакого прорыва на этом саммите не будет. Но все может измениться. Я был на прошлой неделе в Брюсселе и могу сказать, что если Венгрия будет настаивать на каких-то абсурдных вещах, то страны-члены сами их заблокируют. ЕС признает наличие проблемы, которую можно и нужно решить после выводов Венецианской комиссии – Украина должна их имплементировать.

Второй спорный пункт – признание России страной-агрессором, которая спонсирует терроризм на Донбассе и аннексировала Крым. Мнения стран Восточного партнерства по этому вопросу разделились: с одной стороны, Украина, Грузия и частично Молдова, которые согласны с такой оценкой, а с другой, Беларусь, Армения и Азербайджан, которые избегают острых формулировок в адрес Москвы. Третий спорный пункт, на котором опять-таки настаивает Голландия, – ссылка на решение Совета ЕС по ратификации СА между Украиной и ЕС.

Реклама

Как вы помните, 15 декабря прошлого года Голландия настаивала на том, чтобы Совет ЕС принял "допсоглашение" к СА с Украиной, в котором прописано, что документ не дает Украине право на перспективу членства, не дает право украинцам на трудоустройство и т.д. Тогда это "допсоглашение" стало компромиссом после консультативного референдума в Нидерландах (в апреле 2016-го более 60% нидерландцев сказали "нет" Ассоциации с Украиной – Ред.), чтобы Амстердам закончил процесс ратификации СА с Украиной. Нынешняя настойчивость Голландии непонятна – ведь "допсоглашение" все равно подписано: смысла в упоминании о нем нет никакого. И здесь Украина права, требуя выбросить этот пункт. Но даже если он останется, боязнь Украины, что это может быть использовано против нее в последующих декларациях, тоже немного преувеличена.

Еще один проблемный пункт для всех стран Восточного партнерства, особенно для уже ассоциированных, – в развитии Восточного партнерства делается упор на документ "20 key deliverables for 2020 for the Eastern Partnership" (20 практических результатов Восточного партнерства до 2020 года – Ред.). Для Украины, имеющей достаточно развитые отношения с ЕС, этот документ не представляет достаточного интереса: Киев либо достиг большинства критериев там обозначенных, либо они в процессе выполнения. Там нет мотиваций, нет амбиций, он сугубо технический и не подходит для ассоциированных стран. Для ассоциированных Украины, Грузии и Молдовы этого слишком мало, а для Беларуси, Армении и Азербайджана – слишком много.