Шесть вопросов к новой Конституции

26 августа 2015, 07:43

 

Конституция – основной документ, который определяет права, ответственность, взаимоотношения граждан, государства и бизнеса. Этот документ является базой для развития всех процессов в стране, и оттого он достаточно чувствительный, любые изменения меняют баланс интересов в государстве.

Реклама

Сегодня президент предлагает внести очередные изменения в Конституцию, но эти изменения, как и форма их принятия, вызывают массу вопросов.

1. Несмотря на "поднятую на флаг" децентрализацию, изменения, де-факто, предусматривают усиление контроля президента над местными советами. Произойдет это через передачу президенту полномочий распускать местные советы, а также через прямое влияние президента на префектов, которые появятся после изменения Конституции в регионах и будут иметь функционал "контроля" местной власти. Префекты есть и в Европе, например, во Франции, но там у них функции исключительно наблюдательные, а не контрольные. Во всем мире префекты – это продолжение исполнительной власти, а по предлагаемой концепции это усиление президентской власти. Мы скатываемся в президентскую республику и авторитаризм?

2. Вопрос о придании оккупированным территориям "особого статуса" создает дополнительные риски для суверенитета Украины. Во-первых, зачем фиксировать в Конституции нормы, которые уже есть в профильном законе? Во-вторых, если следовать логике минских соглашений, то происходит реинтеграция оккупированных территорий на условиях, создающих базу для федерализации. Оккупированные территории останутся частью Украины, но будут иметь собственную полицию, суды, прокуратуру, назначая их личный состав. Украина должна будет амнистировать боевиков и вернуть себе обязательства по финансированию региона и социальных расходов. Создание региона с особым статусом создает прецедент, которым захотят воспользоваться и другие регионы. В итоге, мы получаем полноценную "федерацию" по кремлевскому сценарию, которая может привести к "веерной реакции" других регионов и развалу страны на десяток самостоятельных территорий.

Реклама

3. Изменение Конституции также меняет баланс сил в пользу президента. У президента резко растет влияние на исполнительную власть, хотя по нынешней редакции Конституции это функционал Верховной Рады. Но это не все вопросы.

4. Конституция – основной документ, по которому живет страна и ее граждане. Непонятно, почему документ создавался в обстановке полной секретности, публичное обсуждение документа не проводилось, а Верховную Раду буквально "нагнули", чтобы найти необходимое количество голосов? Почему не дать достаточно времени для оценки предлагаемых изменений, анализа последствий для страны? Зачем такая спешка и секретность, если предлагаются изменения "на благо народа"?

5. Несмотря на то, что растет влияние президента, у него по-прежнему нет никакой ответственности. У народа и парламента должна быть возможность, если президент "заигрался", объявить ему импичмент. Янукович в свое время так изменил эту норму в Конституции, что она стала нереализуемой. Процесс в любом случае должен проходить через Конституционный суд, который контролируется президентом. Решение подобного суда очевидно.

Реклама

6. Есть и шестой вопрос. Но это больше "на подумать". Команда Януковича тоже усиливала через Конституцию свои полномочия. Согласно процедуре, Конституционный суд, который он сам сформировал, работал с изменениями более 2-х месяцев. Тот же суд, но сегодня, изменения от Порошенко согласовал за неделю(!!!) Что произошло? Судьи поменялись, стали работать быстрее, или у них поменялась мотивация? На самом деле, многие из них находятся де-факто под давлением, так как параллельно ведется расследование уголовного производства по принятому Конституционным судом решению относительно полномочий президента Януковича, многие из действующих судей вызываются на допросы. Будут ли они объективны в такой ситуации? В общем, вопросы есть, причём они достаточно критичны. Я надеюсь на Мудрость президента и парламента, на то, что они смогут сохранить баланс интересов в стране и сделают все, чтобы децентрализация была децентрализацией, чтобы Украина оставалась и дальше парламентско-президентской республикой, а не скатывалась к авторитаризму, чтобы вопрос оккупированных территорий решали не через Конституцию, а политическими методами и в интересах всего украинского народа.