Сирия – арена гибридной войны различных государств между собой

17 января 2016, 08:02

Сирийский кризис, как известно, начинался в период так называемой "Арабской весны", когда в ряде государств арабского мира произошла насильственная (Ливия) или добровольная (Тунис, Египет) смена власти и по сути изменение системы государственного устройства и политического режима. Сирия оказалась единственным государством, где возникло крупное народное восстание против действующей власти и где прежнее руководство страны осталось у руля.

Главной причиной, почему действующей президент Сирии Башар Асад остаётся у власти, является та мощнейшая внешнеполитическая поддержка, которую он получает со стороны Российской Федерации, Исламской Республики Иран, влиятельной ливанской шиитской военной-политической группировки "Хезболла", а также со стороны других шиитских групп исламского пира.

Реклама

Главным оппонентом Башара Асада внутри страны является сирийская оппозиция, которую поддерживает США, некоторые страны ЕС и НАТО, Турция, Саудовская Аравия, а также целая группа мусульманских, как правило суннитских стран.

 Таким образом, противостояние в Сирии прошло свою эволюцию от внутреннего конфликта до проблемы международного масштаба, где столкнулись геополитические, региональные, религиозные и экономические интересы различных держав.

Не геополитическом уровне, США, которые с самого начала решительно выступали против Башара Асада, столкнулись с открытой его поддержкой со стороны РФ. Россия до последнего оттягивала своё открытое военное вмешательство в Сирию по многим причинам (нерешённость украинского вопроса, увеличение военных расходов, возможные потери среди личного военного состава, непредсказуемость поведения других стран в этом регионе и т.д. Кроме того, вторжение США в Ирак в 2003 г. и события "Арабской весны" косвенно повлияли на появление нового игрока – ДАИШ (ИГИЛ), которое смогло захватить существенные территории Сирии и Ирака и стала угрозой для всего цивилизованного мира. Именно фактор появления ИГИЛ, Россия использовала для официальной причины военного вмешательства в сирийскую проблему и превентивной защиты интересов своей национальной безопасности за рубежом. Однако, прошедшие несколько месяцев российской военной компании в Сирии показали, что военная авиация РФ наносит удары не только по позициям ИГИЛ, но и по вооружённым силам сирийской оппозиции, которую поддерживает Запад.

Реклама

Формально, для дипломатического решения конфликта в Сирии были созданы переговорные площадки в Женеве, Вене и ООН. Так, например, в декабре 2015 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию по Сирии, в которой, подчёркивается необходимость проведения политического диалога между руководством Сирии и оппозицией, создание переходного периода и правительства в установленные сроки, проведение выборов и демократических реформ и т.д. На 25 января 2016 г. намечен следующий этап переговоров по урегулированию кризиса, где должен быть сформирован список представителей сирийской оппозиции, которые примут участие в переговорах, а также перечень террористических организаций.

Тем не менее, несмотря на определённый дипломатический прогресс, события последних месяцев могут усложнить мирное урегулирование вооружённого конфликта в Сирии. Ухудшение отношений между Россией и Турцией, а также Ираном и Саудовской Аравией связано в том числе и с отсутствием у них единой точки зрения по будущему Сирии.

Турция пытается решить свои региональные задачи: а именно, сохранить экономическое и политическое влияние в регионе и не допустить развития тут курдского сепаратизма, который угрожает национальной безопасности Турции, в случае распространения боевых действия на её территорию. Турция является членом НАТО с 1952 г. и имеет серьёзных союзников, поэтому внешних врагов ей бояться не стоит, но, если конфликт в Турции примет масштабы внутреннего, тогда поведение союзников трудно будет предвидеть.

Реклама

Ещё более сложнее вопрос обстроит с ирано-саудовским противостоянием, здесь вся палитра проблематики обременена ещё и религиозным мотивом. Иран является лидером шиитского мира, и шииты Ирака, Ливана, да и вообще всего исламского мира ориентированы именно на иранцев. Саудовская Аравия страна номер один среди суннитов. Так коалиция, которая была создана для помощи сирийской оппозиции, состоит как раз из стран с преимущественно мусульманами-суннитами. В начале войны в Сирии контуры этой религиозной вражды не были видны чётко, сейчас они, к сожалению, становятся всё более отчётливыми. 

Кроме того, от характера развития геостратегической ситуации вокруг Сирии, во многим зависят мировые цены на нефть. На сегодняшний день, Российская Федерация и страны ОПЕК не сокращают объёмы добычи нефти у себя, а США впервые за сорок лет, вывела свои нефтяные запасы на рынок. Иран, после частичного снятия с себя экономических санкций будет стремиться выйти на рынок ЕС, где солидную нишу занимает Саудовская Аравия, которая будет любым образом не допускать этого, используя различные средства.

Таким образом, сирийская проблема, которая с виду казалась сперва исключительно внутренним вопросом Сирии вышла далеко за свои географические рамки и представляет собой место переплетения разных интересов многих государств. Глубина разногласий и степень проблематики между основными игроками тут насколько серьёзная, что в ближайшее время решение вооружённого конфликта в Сирии и нахождение консенсуса между США, РФ, Турцией, Саудовской Аравией, Сирией, Ираном и другими государствами маловероятно.