Сослагательное наклонение. Тем, кто говорит, что "им так и надо"

3 июня 2015, 20:35

У моей знакомой обычная украинская семья – она с востока, он – с самой что ни на есть ее западной части. Живут и работают в Киеве. Ее эвакуированная из Донбасса мама рвется домой. Муж моей знакомой категорически против.

- Пойми, а если бы это случилось у тебя дома? – спрашивает мужа моя знакомая. -  Ты бы тоже хотел вернуться.

Реклама

- Такого бы у нас никогда не случилось.

"Бы" – самое важное в уверенной фразе молодого мужчины…

Хорошо говорить сослагательным наклонением – "мы бы такого никогда не допустили".

Реклама

Когда-нибудь, через годы победители напишут свою правду об этой войне. А ее свидетели будут рассказывать, как все было на самом деле. Без сослагательных наклонений.

Сейчас обе стороны войны забрасывают друг друга обвинениями, все больше распаляя конфликт и ненависть. Очень трудно отличить ложь от правды.  И только международные наблюдатели фиксируют все, что происходит. Их, правда, мало кто слушает и редко кто читает их доклады. А зря. Полезно.

Просто процитирую некоторые части десятого доклада Миссии ООН по наблюдению за правами человека в Украине.

Реклама

Документ касается  периода с 16 февраля по 15 мая этого года. Его авторы отмечают, что после принятия 12 февраля Комплекса мер по выполнению Минских соглашений интенсивность боевых действий на востоке Украины снизилась. Вместе с тем обстрелы и вооруженные столкновения между противоборствующими сторонами не прекратились. Местное население по-прежнему живет в атмосфере страха.

"В то время, как в некоторых районах в зоне конфликта, например в Луганской области, сохранялось затишье, в других с 11 апреля наблюдалась эскалация боевых действий. Окрестности донецкого аэропорта и села Широкино (Донецкая область) – это по-прежнему самые "горячие точки", где активно применяются тяжелые вооружения. Продолжают приходить сообщения о поставках новейших тяжелых вооружений и боевиков из Российской Федерации", – говорится в новом докладе.

На самом деле боевые действия продолжаются нон-стоп.  Люди там живут в буквальном смысле слова на линии фронта – под огнем, без малейших благ цивилизации. Как пример – несчастная Авдеевка, всего лишь неделю назад получившая два дня жесточайших обстрелов с 70 попаданиями в коксохимзавод.

В документе приводятся совсем ужасные цифры. За год "с середины апреля 2014 года по 30 мая 2015 года в результате конфликта на востоке Украины по меньшей мере 6417 человек погибли и 15962 получили ранения. В числе погибших – 626 женщин и девочек".  Реальное количество жертв просто неизвестно.

"В условиях снижения интенсивности боевых действий гражданские лица продолжают гибнуть и получать ранения", – заявил Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раадаль-Хусейн.

Продолжают. И это страшно. Последний шокирующий случай, о котором, увы, мало пишут в СМИ – трагедия горловской семьи: папа и 11-летняя девочка убиты, маме оторвало руку, а трехлетний малыш тяжело ранен.

Гибнут люди. Гибнут каждый день…

"Мы задокументировали тревожные сообщения о произвольных казнях, совершаемых вооруженными группами, и изучаем аналогичные обвинения в отношении украинских вооруженных сил. Мы также получили ужасающие свидетельства пыток и жестокого обращения с задержанными, как со стороны вооруженных групп, так и со стороны украинских правоохранительных органов", – добавил Верховный комиссар ООН.

И, конечно же, доклад коснулся и самой наболевшей темы – блокады неконтролируемой территории Донецкой и Луганской областей. Именно ограниченность передвижения считает самой болевой точкой и миссия ОБСЕ.   "Население территорий, контролируемых вооруженными группами, фактически изолировано от остальной Украины. В особо тяжелом положении находятся пожилые люди, инвалиды и семьи с детьми. Многие из них не имеют никаких источников дохода и лишены доступа к основным социальным услугам. По мнению представителей ООН, требование получения разрешений, введенное властями Украины, существенно ограничивает свободу передвижения через линию соприкосновения, а также порождает коррупцию".

О том, что люди поставлены на грань выживания – следующий абзац.

"Миллионы женщин, мужчин и детей в Украине переносят невероятные лишения, насилие и уже более года живут в страхе", – заявил Верховный комиссар. Он призвал все стороны, вовлеченные в вооруженные столкновения, прекратить боевые действия и "провести расследование всех нарушений прав человека и международного гуманитарного права, независимо от того, кто их совершил".

А в это время политики в самой Украине выдвигают предложения, как бы еще наказать Донбасс. Это сейчас модно, это сейчас в тренде. Не модно жалеть. В последние дни особо отличаются люди в погонах. И сам Аваков, и его подчиненный Кива. Тот вообще посетовал на отсутствие у него возможности "расстреливать автобусы с теми, кто едет в рассадник сепаратизма". Потом товарищ милиционер пост убрал, но как говорится в известном анекдоте, "ложечка нашлась, а осадочек остался". 

Во вторник поток ненависти подхватил Юрий Луценко. Не просто как гражданин Юрий Луценко, а как представитель фракции президента! Он, ссылаясь на президента, считает, что Донбасс – это раковая опухоль, и призывает к ее полнейшей блокаде.

Привел он и пример столетней давности, когда УНР ввела единицу под названием "Половецкая земля". Привожу в оригинале, дабы не исказить ни слова:

"Здається, її знову час відтворити, принаймні тимчасово, щоб половці повчилися бути українцями і потім прийшли на нашу територію, де мир, спокій і благополуччя. Для пришвидшення цього процесу українська влада має тим часом зробити декілька стратегічних кроків. Перше:  зміцнити лінію зіткнення і встановити економічну блокаду окупованих територій. Логіка проста: або Російська Федерація виводить терористичні групи і техніку і дає можливість Україні встановити контроль над державним кордоном, або ми тимчасово тримаємо блокаду на внутрішній лінії зіткнення. Друге: створити зону пріоритетного економічного розвитку на території звільнених територій Харківської та Одеської області. Середній класмає покинути окуповані території, отримати в Україні мікрокредитування для створення нових робочих місць.  Місцеві органи військово-цивільних адміністрацій мають отримати кошти для відновлення інфраструктури і будівництва нового житла для біженців. Третє: розгорнути ефективну проукраїнську пропагандистську кампанію в мас-медіа і соцмережах по всій Україні і світі. Думаю, що над цим завданням має працювати і парламент, і уряд цього і наступного тижня".

Вот такой незамысловатый план. Увы, пан Луценко не сказал, куда девать стариков, инвалидов и детей. Тех самых, которым вот уже без малого год их страна не платит ни копейки. Об этой категории людей власть предпочитает не говорить. И не думать. Как не думала об этом и год назад. Когда инвалидов и людей из домов престарелых эвакуировали благодаря волонтерам и Штабу Рината Ахметова. Благодаря гуманитарке Штаба, эти самые люди, о которых говорилось в докладе ООН, выживают и сейчас. Без средств существования, без надежды.

Сегодня уже все лидеры Европейских стран сказали свое слово – конфликт на востоке Украины не имеет военного решения. Выход один – зарыть топор войны и спасать людей. Но не слышат наши политики европейских лидеров – в Европу они только стремятся. Ведь есть рейтинги, выборы, спонсоры. Есть уютные кресла и заветные должности, звезды на погонах. Получается, что политические рейтинги дороже здравого смысла. Я не знаю, насколько холодным должен быть дождь, чтобы остудить обезумевшие горячие головы. Судя по накалу, не то что дождь – град не справится.

Буквально несколько дней назад мои коллеги по журналистскому цеху подняли вопрос – могут ли они (журналисты) остановить войну.

Знаете, что я вам скажу – могут. Если не будут сеять ненависть, если будут объективны, если не будут потакать политикам.  Могут, если будут видеть не только черное и белое. И в настоящем времени, а не в сослагательном наклонении.