Спорим, что вы не знаете имени первого святого Города Киева, участвовавшего в Крещении Руси?

28 июля 2016, 09:57

Думаю, за исключением глубоко воцерковленных людей и посетителей моих экскурсий – это имя сходу не вспомнит никто… хоть практически все знают его святыню. Но знают ее как саркофаг князя Ярослава Мудрого, по сей день пребывающий в Софии Киевской.



Фото: oldkiev.info

Реклама

София – самое древнее сохранившееся здание Киева. Но саркофаг – намного древней, некоторые датируют  его 6-7 веком.  Из чего логически вытекает факт – он был сделан задолго до смерти Ярослава и даже до рождения оного…

В свое время в этом саркофаге к нам в Город приехал наш первый святой.

Первым небесным покровителем Древней Руси и города Киева стал святой Климент I, "поселившийся" в Киеве, еще до того как крестили самих киевлян. Мощи Климента – привез в Город киевский князя Владимир, окрестившийся и оженившийся в Херсонесе на византийской царевне.

Реклама

"Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе" – рассказывает "Повесть временных лет"

Мощи, а именно голова Климента в резной шеститонной мраморной гробнице были перевезены из Херсонеса в первый каменный храм Руси Десятинную церковь, и стала самой ценной – на тот момент единственной христианской ценностью Киева.

А папа Климент I почти на столетье стал главным небесным патроном Киева и Руси. Под его покровительством и проходило легендарное крещение киевлян и Руси, начатое на берегах Почайны-реки, годовщину которого мы отмечаем сегодня.

Реклама

Св. Климент – мозаика Киевского Собора Святой Софии

И пусть вас не смущает слово "папа" – ученик апостола Петра и четвертый Римский понтифик, Климент I,  жил при императоре Траяне,  почти за тысячу лет до того, как христианская церковь раскололась на католиков и православных – и потому одинаково почитается и теми, и другими.
За свою веру он был сослан под Херсонес, в пустынное место – Инкерманские каменоломни (Несколько лет назад мне еще довелось побывать в Инкерманском Свято-Климентовском пещерном монастыре и увидеть воочию карьер рядом, чтобы представить себе эти сцены известной "Корсунской легенды" ) – во время работы сред "осужденных на тесание камней в горах", Климент творил чудеса, проповедовал христианскую веру и самолично крестил обращенных, за что и был в итоге подвергнут еще более жестокой казни.

"Царь Траян, узнав, что в Херсонесе бесчисленное множество людей уверовало во Христа, тотчас послал туда одного сановника по имени Авфидиан… Климента всеми силами старался принудить к принесению жертвы. Но, найдя его непоколебимым в вере и крепко верующим во Христа, повелел посадить его в лодку, отвезти на средину моря и там, привязав якорь на шею, повергнуть в самое глубокое место моря и утопить, дабы христиане не нашли его тела". Дабы стереть саму память о нем!

Тут-то и начались чудеса…

По молитвам верующих Черное море открылось, образовав некий коридор и по нему, как израильтяне, ведомые Моисеем, люди  смогли подойти к телу святого Климента, покоящимся на дне морском в некой "мраморную пещеру наподобие церкви Божией" и поклонится его честным мощам.

С тех пор в день его память у берегов Херсонеса море открывалось каждый год…

И чтобы было понятно, какой вес имел святой в те времена и сколь широко разошлась молва о его чудесах, приведу интересный факт. Когда уже при Ярославе Мудром из Парижа в Киев приехали послы, сватать Анну Ярославну, будущую королеву Франции – их просили заодно разузнать "в тех ли краях находится Херсонес, в котором, как пишут, покоится святой Климент, и до сих пор ли отступает море в день его рождения и (к мощам) можно пройти пешком?". А В 1015 г. немецкий хронист Титмар Мерзебургский именует главную церковь Киева -  Десятинную "ecclesia Christi marturis Clementis" – церковь мученика Христова Климента.

Лишь полвека спустя Киев обзавелся собственными святыми – самыми первыми киевскими мучениками стали сыновья Владимира Борис и Глеб (их бабушка – первая христианка Ольга канонизирована лишь В 1547 году , да и сам князь-креститель Владимир станет равноапостольным позже). Лишь в XII веке с должности главного небесного покровителя Руси его вытеснил апостол Андрей , а еще раньше – в потеснил Св. Николай.

Но во время крещения в Киеве "пребывал" только один христианский святой Климент, переместившийся в наш Город со дна морского.

Как гласит легенда, морские чудеса продолжались много лет… Но "В царствование Никифора, царя греческого, в день памяти святого Климента, море не отступило, как бывало в прежние годы, и было так лет пятьдесят и более. И пребывали под водой, пока их судьбой не озаботились хорошо известные нам Кирилл и Мефодий, склонившие местного епископа к "открытию духовного сокровища — мощей священномученика".

"…с псалмами и пением все отправились к морскому берегу, в надежде получить желаемое, но вода не расступилась. Когда зашло солнце и сели в корабль, вдруг, среди полуночного мрака, море озарилось светом: сначала явилась голова, а затем все мощи святого Климента вышли из воды. Святители, благоговейно взяв их, положили на корабль и, торжественно внеся в город, поставили их в церковь. Когда началась святая литургия, то много совершилось чудес: слепые прозревали, хромые и всякие больные получали исцеление, и бесноватые освобождались от демонов, по молитвам святого Климента, благодатью Господа нашего Иисуса Христа"

Обретение состоялось в 867 году, часть мощей Св. Климента Кирилл и Мефодий торжественно доставили в Рим, где они хранятся до сих пор в базилике св. Климента. Благодаря этому жесту папа Адриане II  крайне благосклонно отнесся к почти еретической кирилло-мефодиевской идее нести в мир слово божье на языке славян.
Так Климент, вольно или невольно, стал покровителем славянской азбуки, главным святым  Крещению Руси и "сватом" Анны (частица мощей Климента была передана французскому епископу Шалону, и поехала во Францию)

Считается, что в Киевской Десятинной Церкви Пресвятой Богородицы мощи священномученика находились до нашествия татар.

Куда подевалась голова Климента позже? Туда же куда мощи Бориса и Глеба, Ольги, князя Владимира и недавно примкнувшего к ним Ярослава, а заодно и  сотни святынь, уничтоженных и похищенных из нашего Города. …

Макаров ссылается на заметку 1884, пишет, что "голову Климента нужно искать в числе тех безымянных голов, которые хранятся в кремлевских соборах". В московской церкви Климента напротив считают, что голова его до сих пор может храниться где-то среди черепов в пещерах Лавры.

Но, так или иначе, и от Ярослава Мудрого и от святого Климента у нас стался один саркофаг (естественный для современного человека вопрос, почему князь Ярослав Мудрый был похоронен в чужом гробу, имеет простой ответ: быть погребенным в саркофаге великомученика считалось особой честью).

И сам по себе саркофаг – тоже христианская святыня, как и любая вещь принадлежащая святому – вроде пояса или плаща Богородицы, долгое время хранившиеся в константинопольском Влахернском храме. И быть может частью чудес, свершившихся в святой Софии и Городе Киеве, мы обязаны и этой – самой древней святыне, которая на несколько веков старше, чем наш древнейший храм.
Вот только, как ни печально признать, желание казнивших святого Климента сбылось – стерта даже память о нем…

По крайне мере у нас, в Киеве, полностью позабывшем о своем самом первом небесном покровителе.


    
Из "Азбуки киевски чудес"