Святая Прокрастинация

14 марта 2017, 08:15

Однажды у нас в агентстве у дизайнера стояла задача создать логотипы для трех разных клиентов. Несмотря на качественные ТЗ, у нее достаточно долго не получалось получить результат, который ей самой бы нравился. Зато знаете, что она, в конце концов, показала нам? Разработанный ею символ прокрастинации! Причем это был не просто символ: она придумала целую религию – поклонение Святой Прокрастинации, обряды, образ проповедника этой религии и много чего еще. Единственное, чего она не сделала в тот период – это не создала ни одного качественного логотипа.

В последующие рабочие дни она успешно выполнила задачу, ее символ Святой Прокрастинации всей команде поднял настроение, но меня эта тема не отпускала.

Реклама

То, настолько было все продумано в этой шуточной идее, показывало высокий уровень ее профессионализма и большого количества приложенных усилий. И логично было бы предположить, что создать логотипы не составило бы для нее никакого труда! И все-таки креатив застопорился.

Почему? По какой причине люди, любящие свою работу, сидят в социальных сетях, часами просматривают ленту, читают новости, которые их никак не касаются, делают что угодно, только не то, что надо? И это при том, что прекрасно помнят о своих задачах и дедлайнах.

В интеллектуальной работе, особенно если она предусматривает общение с людьми, каждый новый интересный проект – это вызов. Английский вариант этого слова – challenge – для нас имеет более положительную коннотацию и означает увлекательное задание, что-то сродни разгадке ребуса. Но на самом деле помимо увлекательности, интеллектуальная работа, в частности творческая, имеет значительную долю неопределённости и риска ощутить себя неуспешным. Ведь каждый день новый challenge не позволяет отточить до автоматизма знакомые движения.

Реклама

Когда человек решает новую задачу, он самоутверждается, реализует свой потенциал, чувствует свой постоянный профессиональный рост и вообще нужность. Все это – подкрепляющие стимулы, если говорить на языке психологов-бихевиористов. Но каждый ли день задача решается успешно с первой попытки? Так, чтоб без правок, отстаивания своей правоты, без примирения с решениями, которые "портят" то, что было изначально задумано и создано? Конечно, не каждый. В работе с клиентами вообще и в рекламном бизнесе в частности это скорее исключение, чем правило.

К чему все это приводит? К неуверенности в том, что следующая работа будет сразу одобрена. К опасениям, что успех будет достигнут так нескоро и такой высокой ценой, что уже утратит всякую ценность, то есть перестанет быть подкрепляющим стимулом.

Страх, что не получится – главная причина прокрастинации у большинства сотрудников, занятых креативной и интеллектуальной работой. Особенно часто так бывает, если страх сопряжен с перфекционизмом – стремлением к идеалу и недовольством, если этот идеал не достигнут. 

Реклама

Что же стоит в этой ситуации предпринять руководителю, чтобы снять этот страх?

Во-первых, пробудить интерес к заданию, чтоб сотрудник воспринял его как интересный challenge, а не как страшный вызов. Тут стоит помнить: каков будет ваш эмоциональный настрой при постановке задания, таким будет и настрой при его выполнении! Потому вооружитесь харизмой, уверенностью, актёрским мастерством и расскажите о грядущем проекте или клиенте так, чтоб исполнителю захотелось бросить все и уже делать.

Во-вторых, нужно настроить на оптимистичный лад, уверить в том, что все получится, то есть снять тревогу и неуверенность в своих силах.

В-третьих, даже если первичный вариант не годится, вместо критики высказывать только конструктивные предложения.

Страх перед внутренним или внешним цензором – самая частая причина прокрастинации. Помимо этого, тревогу и соответственно прокрастинацию вызывает многозадачность. Ощущение навалившего на голову вороха задач, с которым никогда не справиться, также пугает сотрудника. Он может, конечно, вспомнить поговорку "глаза боятся, а руки делают". Но от пугающего явления спасаться бегством – вернее, чем пытаться бороться. Потому в реальности намного чаще руки переключаются на ничего-не-делание.

Чтобы избежать этого, руководителю стоит просто при постановке очередной задачи указывать его приоритетность. Такое планирование создаст ощущение планомерности и спокойствия, убережет сотрудника от страха перед ворохом задач и от прокрастинации. Кроме этого, при решении сложных объемных задач можно предложить разбить их на более мелкие и действовать шаг за шагом, путем маленьких побед.

Вы как руководитель наверняка видели своих сотрудников за работой. Кому-то для продуктивности труда музыкальное сопровождение, другим, чтобы сконцентрироваться, необходима полная тишина. Кому-то хорошо работается в свежем проветренном помещении, другие терпеть не могут прохладу и буквально срастаются с батареей даже в теплую погоду. На рабочем столе одного всегда склад из шоколадных батончиков и фантиков от них, а для другого крайне важна почти стерильность места работы.

У каждого свои требования к комфортной работе. Можно их игнорировать, создать модный open space, говорить, что все в равных условиях… и периодически ловить сотрудников за имитацией бурной деятельности.

Но более продуктивно будет, если это возможно, создать несколько разных рабочих зон, чтобы каждый выбрал ту, в которой максимально продуктивен. Благодаря ноутбукам и гипсокартонным стенам такая мобильность уже не проблема. Этот подход уже давно использует Google. Понятно, что до его возможностей еще очень далеко всем украинским компаниям. Но если посчитать стоимость неэффективного времяпровождения сотрудника в офисе, цену поиска и найма замены в случае его увольнения, затрат времени на обучения и адаптацию нового сотрудника, то оказывается, что оборудование комфортных рабочих мест – вполне оправданная инвестиция.

В завершение: ни один сотрудник не устраивается на работу, заранее планируя валять дурака. Люди стремятся получать моральное удовлетворение от своего труда. И ощущение неэффективно проведенного рабочего дня, особенно если при этом все задачи висят над головой дамокловым мечем, никому не приятно. Если сотрудник впадает в ступор и начинает прокрастинировать, для руководителя это должно быть сигналом.

Кстати, символ Святой Прокрастинации висит в офисе нашего агентства на почетном месте, напоминая о таланте и вселяя уверенность.