Тотальная злоба, или Украина – не Израиль

10 мая 2017, 12:54

Amnesty International не одобряет антикоммунистические задержания. Фото: AFP

Пишу под впечатлением от прошедшего 9 мая: который год подряд это прямо какой-то день сурка. Ладно бы все ограничилось традиционными длинными ожесточенными дискуссиями в Фейсбуке (жаргонный синоним которым – срач). Так ведь и официальные сообщения в течение дня опять выглядели скорее как полицейские сводки. День Победы в Киеве: скандалы, драки, дымовые шашки. Помимо Киева, столкновения во время массовых акций 9 мая произошли в Днепре, Одессе, Хмельницком, Чернигове, Николаеве, Запорожье и Харькове. Задержано несколько десятков человек, пострадало более десятка полицейских.   

Мы ко всему этому привыкаем. Слишком много вокруг нетерпимости и ненависти. То, что люди становятся злобными, понять можно. Это объясняют многочисленные социологические исследования: почти за 26 лет мы построили страну, в которой зашкаливает неравенство. Подавляющее большинство чувствуют его на себе. За это же время в нашем обществе укоренилось тотальное недоверие всех ко всем, разве что кроме родственников. Как следствие двух этих факторов – столь же тотальный нигилизм.  

Реклама

Когда у нации нет целей, нет национальной идеи, простым людям только и остается, все дальше скатываясь в нищету и безысходность, выплескивать злобу на других.

Уроки израильтян

Украина с точки зрения истории – не намного старше государство, чем Израиль, который 2 мая праздновал День независимости, провозглашенной в 1948 году на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Реклама

Что мы хорошо знаем об Израиле? То, что, в отличие от Украины, которой независимость буквально свалилась на голову, а за оружие пришлось взяться всего три года назад, Израиль со всех сторон окружен враждебными соседями и практически со дня основания живет в условиях многочисленных войн и постоянного террора, отстаивая выстраданную им независимость.

При  этом Израиль имеет наивысший уровень жизни среди всех стран Ближнего Востока. В списке стран по индексу развития человеческого потенциала находится на 18-м месте в мире (Украина – на 84-м).

Знаете, почему? Потому что экономические успехи разных стран и народов объясняются не только факторами производства. На экономическое развитие общества значительно влияет социальный капитал, в основе которого лежит доверие. Наиболее высокий социальный капитал там, где люди больше всего доверяют и готовы сотрудничать друг с другом для достижения каких-либо общественных целей. Пусть для этого и надо потерпеть личные неудобства или неприязнь.

Реклама

У израильтян это получается. Даже вопреки тому, что Израиль намного разношерстнее, чем Украина. Страна отличается значительным этнокультурным разнообразием. Наряду с евреями равные права имеют и все прочие этнические группы, вне зависимости от вероисповедания: арабы-мусульмане, арабы-христиане, друзы, бедуины, самаритяне, армяне, черкесы и прочие. Друзские и бедуинские депутаты, арабские партии и депутаты представлены в кнессете.

Согласно Декларации Независимости, Израиль является еврейским государством. Но и тут не все так просто. Еврей еврею рознь. Само еврейское общество (что бросается в глаза повсюду – на улицах, на рынках, в магазинах и т. д.) чрезвычайно неоднородно.

Множество выходцев из бывшего Союза, большинство из которых, кстати, вполне подпадают под наше определение "ватники". Этому способствует достигающая Израиля российская пропаганда: везде транслируются российские телеканалы. В их же тональности освещают события и местные, по крайней мере, русскоязычные каналы. Советские евреи, разумеется, отличаются от живущих бок о бок с ними европейских и американских евреев. Очевидно, они недопонимают и недолюбливают друг друга.

Что уж говорить о взаимоотношениях с исторически совершенно другими евреями – йеменскими или, тем более, темнокожими эфиопскими, которых также множество?

Кроме того, среди евреев есть светские, просто верующие и ортодоксы. На бытовом уровне они могут недолюбливать или роптать друг на друга. Бывает, поругаются. Но до рукоприкладства не доходит – делают это абсолютно незаметно для посторонних. Шутят даже, что для евреев поругаться – святое дело. Недаром ребе никогда не скажет: "Именно ты, Сара, не права". Он скажет: "Ты, Сарочка, тоже права".

Максимум, стараются лишний раз не пересекаться: даже в такой маленькой стране, как Израиль, у них это получается. Поэтому здесь нет разлитой в воздухе агрессии. Вы не увидите проявления злобы и ненависти. Если не считать кнессета, а также политических телепередач, в которых, например, русскоговорящие политики кроют оппонентов, на чем свет стоит. Да и то в форме полемики, без призывов "грохнуть" или "завалить". Тут тебе и "нацпредатели-правозащитники без роду и племени", а кто-то – "нацист и палестинцам продался" или "арабский подпевала". Но это политика, а людей объединяет патриотизм – нормальный, без лозунгов.

Ведь что для израильтян означает независимость? Под ней подразумевается осознанный выбор народа Торы пути развития, который описывается в этой святой для евреев книге: только тогда, когда весь еврейский народ объединится в любви друг к другу, Израиль достигнет настоящей независимости.

Израильтяне – бойцы с самого детства! Но они невероятно дружелюбны и, находясь под прессом террора и враждебного отношения чуть ли не половины стран мира, стараются полноценно жить, работать, растить детей, лечить, творить, изобретать – и все это у них прекрасно получается.

Пока не поздно

Да, придумать национальные смыслы для украинцев тяжело, потому что все мы, рожденные в Киеве или Донецке, Харькове или Львове, Житомире или Одессе, воспитывались на отличных друг от друга духовных ценностях.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что консолидация вокруг общих для всех национальных идей и ценностей не выгодна политикам, хотя они прекрасно понимают, что их отсутствие прямо угрожает независимости страны. Политики на каждых очередных и внеочередных выборах манипулируют ценностными различиями, которые исторически сложились в украинском обществе. Поэтому на власть надеяться не стоит.

Рано или поздно должно вмешаться гражданское общество, чтобы заставить власть, в первую очередь, принимать меры для снижения неравенства. Гражданскому обществу также предстоит понять, чего мы, украинцы, в конце концов, хотим и постепенно и вдумчиво сформировать свою позицию и требовать этого от власти. Это возможно только в том случае, если люди, которые способны что-то менять в стране, не выедут за границу – то есть времени у нас может быть не так много.