Трамп и почти вся президентская рать

17 ноября 2016, 11:07

Результаты выборов в США 8 ноября стали настолько большим потрясением даже для опытных аналитиков, что теперь лишь немногие берутся предсказать, насколько гладким будет процесс передачи власти от демократов к республиканцам. Вновь избранный президент США Дональд Трамп проводит большинство времени в своем 58-этажном небоскребе на Манхеттене (знаменитая "Трамп-тауэр" на Пятой авеню), лишь изредка покидая его по ему одному известным надобностям. На днях он с семейством отправился поужинать, в нарушение принятого протокола, не поставив в известность прессу, и уже это событие стало важной новостью. Однако главным вопросом на данном этапе, который не устают задавать эксперты и репортеры, является то, кто же войдет в будущую команду совершенно неискушенного в государственных делах миллиардера. Избранный Вице-президент США Майк Пенс взял на себя все заботы по формированию переходной команды после отставки Криса Кристи – губернатора штата Нью-Джерси. Это изменение несколько замедлило процесс кадровых назначений, поскольку по американской традиции процесс передачи дел осуществляется только после подписания некоего "меморандума о взаимопонимании" с предыдущей администрацией, в котором оговаривается и режим конфиденциальности, и порядок осуществления контактов. Кристи подписал соответствующий документ, однако затем принял решение вернуться к работе губернатором. Майклу Пенсу потребовалось пару дней, чтобы переподписать документ. Кроме того, в отставку подал Майк Роджерс – бывший конгрессмен от штата Мичиган и бывший председатель Постоянного комитета по разведке Палаты представителей. Комментировать подобные перестановки на этапе формирования команды не принято, но даже и без комментариев, очевидно, что неожиданности только начинаются.

Одним из ключевых назначений станет должность Государственного секретаря. Среди наиболее вероятных кандидатов называют 72-х летнего Рудольфа Джулиани – бывшего мэра Нью-Йорка. "Если он согласится – эта должность его", – так прокомментировали в штабе Трампа возможное назначение. В то же время, еще одним кандидатом на должность главы американской дипломатии называют Джона Болтона – бывшего посла США при ООН. Сам Джулиани охарактеризовал кандидатуру Болтона "как очень удачный выбор". Бывший банкир из "Голдман Сакс" Стив Мнухин  и Вилбур Росс – инвестор и миллиардер – вполне могут оказаться в креслах Департамента финансов и Департамента торговли соответственно. Сенатор от Алабамы Джефф Сешнс рассматривается в качестве кандидатуры на пост главы Пентагона или Генерального прокурора (он больше известен лояльностью к Д.Трампу и жестким отношением к вопросам иммиграции), а отставной генерал и бывший глава военной разведки Майкл Флинн вполне может стать министром обороны или Советником по вопросам национальной безопасности. Адвокат Райнс Прибус – один из тех, кто не покладая рук работал над единством лагеря республиканцев в ходе непростой кампании Трампа, стал главой аппарата Белого Дома (редчайший случай, когда представитель греческого православия занял столь высокий пост, его отец немец, а мать гречанка). Наибольшие споры в американских СМИ вызвало назначение Стива Беннона на должность главного советника и стратега Трампа. Беннон служил в ВМС США, закончил бизнес-школу в Гарварде, работал в Голдман Сакс и возглавляя небольшую инвестиционную фирму. Проблема заключается в том, что в то же время Беннон является автором и идеологом правого веб-сайта "Брейтбарт", посвященного белому националистическому движению. Некоторые даже открыто называют его "сексистом" и "антисемитом". Демократы в Конгрессе уже высказали свою глубокую озабоченность по этому поводу.

Реклама

Для непосвященного остается непонятным, почему все эти слухи и варианты назначений так живо обсуждаются по обе стороны океана. Все дело в том, что по законодательству США вновь избранный президент имеет право на формирование так называемой "переходной администрации", чтобы обеспечить упорядоченный процесс передачи власти. Разумеется, что композиция этой временно структуры уже дает ясное представление о планах и намерениях главы государства. Кроме того, именно эти люди должны сформировать программу действий на первые 100 дней новой администрации, перечень первоочередных задач и анализ бюджетов для их реализации.

В американской традиции, и здесь нет  различий между республиканцами и демократами, принято открыто обсуждать возможные назначения на высокие государственные посты задолго до вступления президента в должность. Делается это для того, чтобы выяснить мнение влиятельных фигур политикума, прессы и общественных организаций относительно тех или иных кандидатур. Поэтому не удивительно, что прозвучавшие фамилии уже активно обсуждаются. К примеру, сенатор Поль Ренд – один из несостоявшихся кандидатов на пост президента от Республиканской партии, поддержал наиболее противоречивое назначение – Стива Беннона. "Я с ним встречался. Я не думаю, что он расист, я не думаю, что относится к людям, которые характеризуют других по расе, полу, религии или другим признакам, – заявил Ренд. – Мы должны судить о людях по работе". В то же время, противореча сам себе, он жестко раскритиковал обе наиболее вероятные кандидатуры на пост Государственного секретаря. По мнению Ренда, Джон Болтон "абсолютно не годится" для этой работы, и "Джулиани немногим лучше".  В вину Болтону ставится его поддержка иракской кампании Дж.Буша, поддержка смены режимов на Ближнем Востоке и призывы "немедленно бомбить Иран". Любопытно, что в ходе кампании Д.Трамп действительно критиковал войну в Ираке и утверждал, что всегда выступал против. "Нам нужен дипломат, а не бомбометатель", – заявил Ренд. По этой же причине не подходит и Джулиани, который в свое время тоже выступал за войну в Ираке. По мнению П.Ренда, бывший спикер Палаты представителей Ньют Гингрич, глава Комитета по международным делам Сената Боб Коркер или президент Совета по международным отношениям Хаас намного больше подходят для роли главного дипломата, чем Джулиани или Болтон. Разумеется, что для Украины именно должность Госсекретаря является ключевой, поскольку новой администрации в наследство достается длинный перечень проблем, одним из которых является Россия. Не успел Трамп провести телефонный разговор с Путиным, о котором общественности стало известно лишь то, что "стороны высказались за скорейшую нормализацию  двусторонних отношений", как влиятельный сенатор-республиканец  Маккейн сразу же заявил о невозможности строить нормальные  отношения с агрессивной "бензоколонкой".

Другим показательным примером является высказанная упомянутым выше генералом Флинном позиция по Турции. Сразу в нескольких интервью он заявил о необходимости восстановить стратегический характер отношений с этой страной (серьезно пострадавших в результате обвинений в укрывательстве Гюлена и поддержки части военизированных курдских формирований в Сирии) и выдачи Гюлена по запросу турецких властей. Теперь же выяснилось, что в свое время, сразу же после увольнения из Агентства оборонной разведки, Флинн основал консалтинговую компанию "Флинн Интел Груп" (что является обычной практикой), которая недавно была нанята некоей компанией из Нидерландов в качестве лоббиста в Конгрессе в пользу…Турции (что уже требует следования определенным нормам закона и этики). По сообщениям американских СМИ, эта нидерландская компания "Иново" основана Екимом Алптекином – бизнесменом из Турции, главой Турецко-американского делового совета и близким соратником Р.Т. Эрдогана. Если еще и учитывать тот факт, что ранее Флинн посетил гала-вечер телеканала "Раша тудей" в Москве, у представителей американской общественности возникли вопросы о его этических качествах.

Реклама

Что касается других назначений на должности отраслевых министров, то Трамп и его ближайшее окружение отдают предпочтение представителям частного сектора, поскольку лично новоизбранный президент испытывает, как пишут СМИ, "отвращение" к вашингтонским аппаратчикам. Трамп уже подтвердил, что в ближайшие сто дней своего президентства он намерен сделать решительные шаги по снижению налогов, созданию рабочих мест и пересмотру уже существующих торговых соглашений. В его планах уменьшить количество регуляторных документов, ограничить для бывших членов Конгресса и Администрации возможности заниматься лоббистской деятельностью, а также пересмотреть программу медицинского страхования, разработанную администрацией Обамы. Для достижения всех этих целей республиканцы делают ставку в первую очередь на руководителей реального сектора экономики.

А вот что остается загадкой, так это то, какую роль в высшем истэблишменте страны будут играть дети Трампа, особенно Иванка и ее муж Джаред Кушнер. Уже известно, что переходная команда новоизбранного президента изучает вопрос как оформить допуск детям Трампа к высшим государственным секретам. Технически, они должны быть назначены на должности типа советников по национальной безопасности, однако после вступления в должность Президент США имеет право на такой запрос даже без подобного назначения. Сама Иванка Трамп в интервью опровергла намерения занять какой-либо государственный пост. Однако, учитывая весьма заметную роль, которую члены семьи Трампа играли в его избирательной кампании,  для экспертов, знакомых с ситуацией не понаслышке, является вполне очевидным, что дети миллиардера не останутся в стороне от процессов принятия решений в Белом Доме.