Трансформации рынков нефти: тенденции и перспективы

14 ноября 2017, 14:41

За большой политикой стоит большая нефть – так учат нас классики теории заговора, считающие, что со времен Киссинджера и Никсона в мире ничего не изменилось. Частично это утверждение верно. Однако мир за прошедшие со времен нефтяного эмбарго 50 лет все же стал другим. На современном этапе мировые цены на нефть решаются в треугольнике ОРЕК – страны-экспортеры нефти вне ОПЕК – США.

Разумеется, существуют и мировой достаточно хорошо интегрированный рынок, и биржи, где торгуют черным золотом, доступна детальнейшая статистика, наконец, накоплены стратегические запасы. Однако, в конечном итоге, основные нефтетрейдеры при заключении фьючерсных контрактов смотрят прежде всего на данные ОПЕК и статистику США, особенно после сланцевой революции, превратившей главного потребителя и импортера углеводородов в их крупнейшего производителя и экспортера.

Реклама

Цены на нефть в значительной, если не в решающей степени определяют состояние российской экономики, и их повышение означает больший градус свободы для режима Путина. В конце октября цена барреля нефти Brent превысила отметку $60. Торги на площадке биржи ICE в Лондоне закрылись на отметке $60,28, в Нью-Йорке – $60,50. Последний раз нефть столько стоила в ноябре 2015 г. Нефть сорта WTI на нью-йоркской бирже NYMEX подорожала на 2,15% до $53,77 за баррель. Нефть дорожает, так как участники рынка верят в пролонгацию в следующем году соглашения о сокращении добычи нефти между ОПЕК и другими странами.

Так называемое соглашение ОПЕК+ (подписано 13 странами картеля и 11 другими, в том числе Россией) действует с ноября прошлого года. Оно предусматривает сокращение добычи на 1,8 млн баррелей нефти в сутки. Сначала ограничения действовали до конца июня, затем были продлены до конца апреля 2018 г. Следующая встреча ОПЕК+ ожидается 30 ноября, но уже сейчас участники соглашения начинают говорить о необходимости сохранения статус-кво. Например, в начале октября президент России Владимир Путин не исключил возможности продления соглашения ОПЕК+. "То, что мы сделали с ОПЕК, идет на пользу всей мировой экономике", – констатировал он и добавлял, что соглашение может быть пролонгировано "как минимум до конца 2018 г.".

На прошлой неделе наследный принц Саудовской Аравии (страна обеспечивает треть добычи нефти ОПЕК) Мухаммед бен Салман аль-Сауд сообщил, что его государство поддерживает продление пакта ОПЕК+ после марта 2018 г. Это обеспечило бы мягкий выход из соглашения и предотвратило бы резкий выброс на рынок дополнительной нефти, цитирует The Wall Street Journal высокопоставленного саудовского чиновника. Именно договоренности между Саудовской Аравией и Россией самым непосредственным образом отражаются на ситуации на рынке. Если двум крупнейшим производителям и экспортерам нефти не удастся прийти к консенсусу по поводу продления договоренностей о сокращении добычи, трейдеры ожидают возврата цен к уровню около 50 долларов за баррель уже в следующем квартале.

Реклама

Тем временем ОПЕК опубликовал прогноз, согласно которому в будущем году глобальный спрос на черное золото вырастет на 400 тыс. баррелей до 33,4 млн. баррелей в день. Это на 670 тыс. баррелей превышает нынешний уровень добычи, что приводит к заметному сокращению мировых запасов нефти, накопленных за годы низких цен. Только в текущем году эти запасы уменьшились на 180 млн. баррелей, что привело к 11% -му росту цен. При этом, как подчеркивают в ОПЕК, крайне важным было достижение договоренности со странами вне ОПЕК, и солидарное выполнение соглашения об ограничении добычи. Одним из результатов роста цен стало увеличение прибыли компании "Роснефть" в третьем квартале на 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя этот показатель оказался все равно меньше прогнозируемого.  В свою очередь "Лукойл" начал переговоры с мексиканскими партнерами по совместным проектам в Мексиканском заливе, которые не попадают под санкции. Российская компания уже владеет долей в некоторых лицензиях на добычу нефти, и рассматривает возможность новых инвестиций.

Как показывает опыт последних лет, уровень цен на нефть в районе $60 автоматически приводит к активизации американских производителей сланцевой нефти. Уже на этой неделе стало известно о запуске девяти новых скважин (их общее число достигло 738), что, несомненно, приведет к увеличению добычи и экспорта. В связи с этим трейдеры крайне скептически рассматривают возможность дальнейшего значительного роста цен. Даже очередное обострение на Ближнем Востоке между Саудовской Аравией и Ливаном не повлияло на настроения рынка. С середины 2016 года США увеличили добычу на 14% до рекордных 9.62 млн. баррелей в день и, очевидно, вполне комфортно чувствуют себя в нынешнем ценовом коридоре. По мнению главы компании "British Petroleum", нынешний потенциал роста цен на нефть исчерпан. По его мнению, на протяжении нескольких последующих лет стоимость барреля сырой нефти будет колебаться в промежутке $30-60, если только не случится как-либо глобальных катаклизмов.

"ОПЕК сделал нечто совершенно беспрецедентное, сумев договориться не только со своими собственными членами, но и с 11 другими странами, – заявил он в недавнем интервью CNN. – Как кажется, по этому вопросу у всех сторон есть взаимопонимание. Здоровая цена около $50 – это хорошо для мировой экономики". Стабилизации цен способствовал также наблюдаемый в мире экономический рост, который всегда означает возросшую потребность в энергоресурсах. Основным же негативным фактором, влияющим на рынки, остаются острые противоречия между Саудовской Аравией и Ираном, интересы которых сталкиваются в Ливане, Сирии и Йемене. Преодоление этих противоречий аналитиками даже не прогнозируется.

Реклама

С точки зрения геополитики важно отметить, что заметное влияние на нынешнюю ценовую ситуацию оказала тонкая и хорошо продуманная игра России в Курдистане, следствием которой стало не только обострение политических противоречий между Сирией, Турцией, Ираном и Ираком, но и падение экспорта иракской нефти сразу на 150 тыс. баррелей в день. Только на первый взгляд такой шаг мог стать крайне убыточным для "Роснефти", которая лишь в этом году инвестировала в Иракский Курдистан несколько миллиардов долларов, получив доступ не только к основным месторождениям, но и едва ли не монопольный контроль над экспортной трубой. Падение объемов экспорта, которое стало следствием референдума о независимости 25 сентября и последующего противостояния с центральными властями Ирака, с лихвой окупилось ростом цен. При этом условные потери в октябре несомненно окупятся в ноябре-декабре, когда объем продаж нефти из Иракского Курдистана будет восстановлен.

Тем временем одной из основных глобальных тенденций текущего года стало сворачивание сотрудничества США и Саудовской Аравии в области поставок и переработки нефти. В октябре объемы поставок нефти из Саудовской Аравии на заводы в США, принадлежащие тем же саудитам, упали до 30-летнего минимума. На протяжении десятилетий США выступали одним из основных покупателей нефти из Саудовской Аравии. Целые поколения американских политиков выступали за снижение уровня зависимости от арабской нефти, и теперь эта цель достижима как никогда, но, по удивительной метаморфозе, по желанию не покупателя, а продавца. Снизив объемы поставок до 525 тысяч баррелей в день с обычного уровня в 1,5 миллиона баррелей, Саудовская Аравия стремится истощить запасы нефти в США, считающиеся одними из самых крупных в мире (США являются единственной страной, которая еженедельно публикует данные о запасах нефти). В результате королевство, традиционно занимавшее второе место на американском рынке после Канады, впервые с 1990 года оказалось на четвертом, после Мексики.

Любопытно, что уменьшение поставок саудитской нефти с лихвой компенсировалось поставками иракской. В то же время, потерпели трансформацию двусторонние отношения в целом. США увеличили поставки оружия в Саудовскую Аравию и резко уменьшили закупку нефти. В результате торговый баланс США и Саудовской Аравии впервые за 30 лет стал позитивным для США. Ожидается, что в ноябре объемы поставок саудовской нефти в США упадут еще на 10%, и это на фоне роста добычи сланцевой нефти, которая, по прогнозам, в будущем году резко возрастет, доведя общий объем добычи в США до 10.1 млн баррелей в день. Этот фактор может свидетельствовать о том, что Саудовская Аравия попросту утратит свою долю на американском рынке нефтепродуктов, что негативно скажется на планах королевства вывести на биржу свои основные нефтедобывающие предприятия.

В то же время, в последние годы саудиты активно осваивали новые рынки, такие как Китай, Индия, Индонезия, Япония и Южная Корея, стремясь диверсифицировать круг своих торговых партнеров, менее обеспеченных собственными ресурсами, чем США. Так, экспорт в Японию стал самым значительным за последние 28 лет. На наших глазах происходит серьезное переформатирование мировых рынков нефти, и это, вполне по Киссинджеру, несомненно приведет и к политическим трансформациям, в первую очередь, на Ближнем Востоке.