Тяжелый понедельник на Капитолийском холме: в США началось расследование связей команды Трампа с Россией

22 марта 2017, 08:29

Дональд Трамп. Фото: AFP

В понедельник, 20 марта, весь мир праздновал Международный день счастья. Возможно, для многих он и был таковым, но только не для обитателей Белого Дома. В этот день в Комитете по разведке Палаты представителей Конгресса США начались открытые слушания по вопросам о вмешательстве России в американские выборы 2016 года.

Сам факт подобных слушаний не является по американским меркам чем-то необычным и, вполне возможно, он остался бы особого внимания политикума и СМИ, если бы не сенсационное заявление директора ФБР Джеймса Комея, который вместе с директором Агентства национальной безопасности США Майком Роджерсом выступал на слушаниях в роли главного "свидетеля".

Реклама

"Я уполномочен Министерством юстиции подтвердить, что ФБР, в рамках своей контртеррористической деятельности, расследует усилия правительства России по вмешательству в президентские выборы 2016 года, – заявил Комей членам Комитета. – И это включает исследование природы любых связей между физическими лицами, ассоциированными с кампанией Трампа, и правительством России, а также того, не было ли какой-либо координации между кампанией и усилиями России. И как всегда в делах, связанных с контртеррористическими расследованиями, эта деятельность будет включать также установление того факта, были ли совершены при этом преступления".

По свидетельству присутствующих, после заявления директора ФБР в зале воцарилась мертвая тишина. Дело заключалось в том, что обычно ФБР воздерживается от публичных заявлений по поводу проводимых расследований, однако в некоторых особых случаях ("в целях общественного блага") делаются исключения. Тот факт, что в данном случае о проведении расследования было объявлено официально, и это касается действующего президента США, мгновенно поставил вполне рядовые слушания в центр внимания экспертов и СМИ. Белый дом отреагировал в стиле нынешней администрации: серией твиттов на официальном аккаунте президента США о том, что Комей и Роджерс подтвердили, что "русские не оказали влияния на результаты выборов". Однако на самом деле директор ФБР и глава Агентства национальной безопасности не анализировали, оказала ли Россия влияние на результаты голосования, однако весьма категорически заявили о доказанных попытках вмешательства в кампании обеих кандидатов.

"Они хотели нанести урон нашей демократии, навредить ей, помочь ему", – сказал в своем выступлении Комей, имея ввиду Клинтон и Трампа. Он также сообщил, что ФБР пошло на чрезвычайный шаг – поскольку слушания проходят публично, а в деле содержится много закрытой информации, сотрудники Бюро пробрифинговали членов Комитета персонально по всем деталям расследования.

Реклама

В Вашингтоне уже давно ни для кого не является секретом перечень лиц из членов команды Трампа, которым вменяют контакты с представителями России. Прежде всего это Майкл Флинн, бывший советник по национальной безопасности, Пол Манафорт, бывший руководитель кампании Трампа, Майкл Коэн, личный адвокат президента США, и советники Трампа Роджер Стоун и Картер Пейдж.

Однако в контактах с россиянами признался только Флинн, уличенный не только в этом, но и в том, что сказал неправду под присягой в Конгрессе. СМИ утверждают, что и относительно других упомянутых членов команды существуют доказательства о связях не только с представителями правительства России, но и разведчиками, олигархами и даже российскими хакерами. Само собой, что все четверо категорически отвергают подобные домыслы. Именно с целью установления истины и открылись слушания.

По мнению экспертов, тот факт, что все 17 глав разведывательных структур США согласились с наличием доказательств о вмешательстве россиян в избирательную кампанию, является крайней редкостью и свидетельствует о наличии более чем убедительных доказательств, что для Путина более предпочтительным кандидатом был Трамп, и российские спецслужбы стремились ему помочь. При этом никто не утверждает, что это им удалось. Более того, в выступлениях Комея и Роджерса было четко заявлено, что в их организациях отсутствуют какие-либо данные или доказательства, что атаки российских хакеров повлияли на подсчет и распределение голосов в самых важных штатах США с точки зрения голосов в электоральном колледже – Мичигане, Пенсильвании, Висконсине, Огайо, Флориде и Северной Каролине.

Реклама

Реакция администрации появилась уже в обед понедельника. Пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер сделал попытку дистанцироваться от упомянутых членов команды Трампа. По его словам, Манафорт, который на протяжении некоторого времени руководил всей кампанией, играл в ней "весьма касательную роль", которая "была крайне ограниченной и на коротком промежутке времени". Майкл Флинн, по утверждению Спайсера, вообще был "волонтером", а Картер Пейдж просто "тусовщиком". И это при том, что сам Трамп называл его среди тех, кто помогает ему по внешнеполитическим вопросам.

Президент США и теперь не остался в стороне от личной оценки ситуации. В одном своих твиттов он заметил, что "демократы выдумали историю с Россией, чтобы скрыть ужасно проведенную кампанию". По мнению Трампа, все обвинения в связях с Россией относятся к его излюбленной категории "лживые новости".

Пол Манфорт, в свою очередь, категорически заявил, что не имеет никакого отношения к хакерским атакам на серверы Национального демократического института и последующее опубликование переписки, а также "никогда не говорил и не состоял в контактах с представителями России", которые могли бы быть замешаны в этих атаках.

Еще одной темой, мимо которой не могли пройти законодатели во время слушаний, стало обсуждение утверждений Трампа, сделанных снова-таки через Twitter, что Обама дал указание прослушивать Трамп-тауэр, и что к прослушке подключилась также британская разведка. Само собой, что оба утверждения были категорически опровергнуты как ФБР, так и Агентством национальной безопасности. По законам США, президент страны вообще не имеет права отдавать подобные приказы, а проведение такой деятельности на территории США со стороны британских спецслужб было названо на слушаньях "абсурдом".

Тем временем в американских СМИ активно обсуждаются планы Госсекретаря США Рекса Тиллерсона пропустить апрельскую встречу министров иностранных дел НАТО в Брюсселе, отдав предпочтение визиту в Москву. Мнение обозревателей по этому поводу разделилось – некоторые считают, что тем самым США демонстрируют свою приверженность диалогу с "большими" государствами, оставив тех, чья безопасность зависит от мощи США пусть и через механизмы коллективной обороны, в стороне. Другие видят в визите Тиллерсона желание Белого дома начать, наконец, официальный двусторонний диалог, чтобы подготовиться к встрече на высшем уровне, которая вполне может произойти на саммите G-20 в июле. Тем более, что уже известно о планируемых контактах с Москвой со стороны Лондона и Берлина. Следует думать, что страны G-7 приступили к формированию политики по отношению к России, которая, несомненно, будет в повестке дня их майской встречи в Италии.

Расследование связей команды Трампа с Россией только началось, и, по мнению специалистов, там вполне можно ожидать множество сюрпризов. Несколько других комитетов Конгресса также заявили о намерениях включиться в процесс, а в экспертной среде звучат голоса о необходимости глубокого и всестороннего изучения всех обстоятельств и фактов специально созданной комиссией. Однако в ближайшее время вряд ли следует ожидать ее формирования. Сейчас в полноценном скандале не заинтересован никто – ни республиканцы, ни демократы.

Если реальных преступлений члены команды Трампа не совершали, на импичмент уровень обвинений не дотягивает, а до промежуточных выборов в Конгресс еще два года. Однако все может измениться, если Кремль будет продолжать провоцировать американцев и их союзников, или в деле, расследуемом ФБР, появятся новые серьезные факты, ведущие к конкретным лицам, подозреваемым в государственной измене. Такие преступления в США не остаются безнаказанными невзирая на лица и ранги.