Участниками "Общественного совета" при КГГА должны стать все желающие

30 мая 2017, 18:11

На следующей неделе в Киеве пройдут выборы нового состава "Общественного совета" (ОС, на украинском – "Громадська рада").

Нужен ли чиновникам у власти общественный контроль? Конечно, им самим – нет. Но раз уже создание общественного органа неизбежно, то с их точки зрения, лучше всего сделать его таким, чтобы он не мешал. Ручным и прикормленным. Для этого надо, чтобы в нем было мало людей. Сейчас раздаются предложения ограничить число членов ОС при КГГА в 35 человек.

Реклама

Ничего себе, это один общественный контролер на сто тысяч киевлян! Или если брать только общественные организации, то один на сто организаций!

А только на учредительное собрание зарегистрировался 531 представитель.

Конечно, это не так сложно, проконтролировать "выборы" 35 из 531 человека. А самое главное, ими легко управлять. Автоматически 35 человек в трехмиллионном Киеве становятся кастой избранных, наделенных влиянием и властью.

Реклама

Но общественный контроль и функцию массового привлечения общественности к решению вопросов городской громады нельзя подменять созданием еще одного квазиадминистративного органа. Такой путь явно не на пользу киевлянам. Вряд ли горожанам нужен еще один отряд "вершителей судеб", работающих на собственный престиж, карман и самомнение.

Если уж и создается общественный орган при официальных городских властях, то он должен быть максимально широко открыт для участия в нем всех желающих горожан. В "Общественном совете" при КГГА вполне могут состоять все желающие. Те же 531 человек, уже изъявившие желание и подавшие документы на участие.

А вопрос управление таким крупным органом при нынешних коммуникационных технологиях вообще не проблема. Он-лайн обсуждения и голосования сейчас уже норма. Также при ОС должны быть созданы десятки комиссий, рабочих и экспертных, локальных и тематических групп, где заинтересованные члены ОС будут собираться очно и обсуждать конкретные вопросы, выходя на КГГА с конкретными советами и заключениями.

Реклама

Действительно, при многих госорганах создаются ОС с ограниченным кругом участников. Несколько лет я был членом ОС при Национальной комиссии по ценным бумагам. Членами этой ОС были в основном авторитетные специалисты, эксперты, ученые. Несколько общественников, не знакомых со сферой деятельности Комиссии, потеряли интерес к работе после того, как два часа слушали обсуждение темы деривативов.

Но иное дело – Киев. Проблемы Киева волнуют не узкую прослойку бизнесменов и ученых. Тут свыше трех миллионов заинтересованных граждан. И все они – громада. Все – хозяева в своем городе. И все они, по-хорошему, должны иметь право контроля над властью и ее отдельными представителями.

А с общественным контролем в Киеве проблема. Единственный представительский орган – Киеврада. Ее 120 депутатов сами признаются, что ничего не успевают, проводят сотни голосований ежедневно, постоянно заседают в комиссиях. А ведь еще надо работой, бизнесом и собственным пиаром заниматься. Но главное, что большинство городских депутатов имеет бизнес, завязанный на взаимную лояльность с городскими властями. Им не с руки ссориться с чиновниками горадминистрации. А есть еще и такой инструмент покупки лояльности, как деньги "на выполнение предвыборных программ и поручений избирателей". Это деньги из городского бюджета, за которые строятся детские площадки и заменяются окна в подъездах, а депутаты говорят, что это их "подарок" избирателям. В общем, работа депутатов Киеврады сама нуждается в бдительном контроле.

В какой-то степени работу власти контролируют журналисты, периодически очень остро критикуя действия мэра, чиновников горадминистрации, депутатов Киеврады. Но у прессы своя специфическая задача, она не может собой подменить полностью общественный сектор.