Учимся преодолевать кризис. Чему мужчины могут поучиться у женщин-руководителей

8 марта 2021, 11:32

Одно из последних исследований консалтинговой компании Zenger/Folkman, результаты которого были опубликованы в статье Harvard Business Review, продемонстрировало занятную статистику. В нем говорится о том, что женщины на руководящих постах лучше справляются с кризисом в период пандемии, чем мужчины.

Авторы работы проанализировали оценки 454 мужчин и 366 женщин топ-менеджеров, составленные их клиентами и подчиненными с марта по июнь прошлого года. Руководителей оценивали по 19 компетенциям, которые сильнее всего влияют на бизнес-результат.

Реклама

Выяснилось, что женщины получили более высокие результаты по 13 компетенциям – и в целом их оценивали, как эффективных лидеров чаще, чем мужчин. Они чаще проявляют инициативу, готовы учиться, вдохновляют, мотивируют и развивают других.

Как показало исследование, мужчины значительно превзошли женщин только в одной управленческой компетенции – технической или профессиональной экспертизе.

Причем разрыв между мужчинами и женщинами оказался больше по сравнению с исследованием 2019 года. Это может говорить о том, что женщины в целом лучше справляются с кризисом.

Реклама

Одной из причин большей эффективности женщин-руководителей исследователи назвали высокий уровень вовлеченности их непосредственных подчиненных. Согласно опросу, сотрудники в период кризиса придают особое значение навыкам межличностного общения – умению мотивировать, эффективно выстраивать диалог, сотрудничать и работать в команде. Респонденты оценивали эти навыки у женщин в среднем выше, чем у мужчин.

В этой связи хочу порекомендовать мужчинам взять на вооружение информацию о характеристиках женщин-руководителей и пробовать культивировать подобные качества у себя. Причем эти качества помогут вам не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни, когда "коронакризис" поставил перед всеми нами новые вызовы, в том числе психологические и личностные.

Считается, что женщины, в отличие от мужчин, способны выполнять несколько задач одновременно. Еще в допотопные времена у мужчины была задача сходить на охоту и принести добычу домой, тогда как у женщин было очень-очень много ролей: от хранения очага до рождения и воспитания детей. Будем честны, многозадачность для женщины и сегодня – обычное дело.

Реклама

Женщины по природе – тактики, тогда как мужчины – стратеги. В условиях изменения тактики женщины более устойчивы, быстрее адаптируются. А это стало одним из самых основных требований нашего "ковидного" времени. Да, мы не умеем так далеко видеть, как мужчины, но, с другой стороны, мужчины медленнее адаптируются.

В условиях риска руководители-женщины выбирают более осторожные стратегии принятия решений и настроены на постепенные преобразования без ориентации на моментальный прорыв, что делает их действия эффективными в ситуации неопределенности. Им требуется больше времени на то, чтобы сориентироваться, но эти решения, как правило, более взвешенные и осмотрительные. Интуиция помогает руководителям-женщинам успешно действовать в сложных ситуациях.

Женщины, кроме того, более корректны в отношении подчиненных, в их командах меньше конкуренции. У них больше развит эмоциональный интеллект.

Мотивировать людей – одна из задач лидера. Особенно в наше нелегкое время, когда у многих опускаются руки в прямом смысле этого слова. По данным исследований, женщины-руководители чаще, чем мужчины, вдохновляют, обучают, направляют подчиненных и занимаются их развитием. Представители сильного пола часто не принимают во внимание мнение сотрудников и не поощряют инициативность.

Женщины-коллеги создают более комфортный климат в коллективе и поддерживают в случае личных трудностей. Если бы мужчины больше времени уделяли попыткам завоевать расположение подчиненных, пользовались эмоциональным интеллектом (а не только логикой) и создавали условия, чтобы менялись убеждения сотрудников, а не только их поведение, это сделало бы их лучшими руководителями.

Готовность договариваться, а не затевать войну – еще одно важное качество, присуще больше женщинам, нежели мужчинам. Мы, женщины, умеем быть дипломатичными, великодушными, мы склонны добиваться результата через выстраивание отношений.

Однако в корпоративной среде, если женщина поддерживает сотрудничество и демократию в коллективе, почему-то принимают это за излишне мягкий стиль руководства. Мужчину же при этом считают открытым и прогрессивным лидером. Слишком напористых начальниц считают неженственными, тогда как агрессивных начальников – эффективными. Но, это опять же, вопрос восприятия.

Женщины в своем большинстве знают предел своих возможностей и не так часто, как это делают мужчины, выдают желаемое за действительное. Это помогает в адекватном восприятии реальности и оценке дальнейших шагов в бизнесе. Люди, которые более критически относятся к себе, лучше способны подготовиться к важным событиям, а это повышает их производительность и компетентность.

Хочу закончить прекрасной цитатой экс-премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер: "Любая женщина, понимающая проблемы, которые возникают при управлении домом, может понять проблемы, которые возникают при управлении страной".