Власти не надо напрягаться: ее оппоненты сами топят друг друга в дерьме

28 августа 2015, 08:36

"Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе". Так говорил Мюллер в культовом фильме "Семнадцать мгновений весны". Десятки лет назад эта фраза группенфюрера СС стала крылатой только благодаря гениальной игре Леонида Броневого, а не потому что имела для нас какой-то смысл. Смысл появился сейчас.

Реклама

Экономические успехи разных стран и народов объясняются не только факторами производства. Считается доказанным влияние на экономическое развитие общества социального капитала. Одна из двух форм его существования – структурный капитал (общественные институты и ассоциации) целиком поддерживается второй – когнитивным капиталом, в основе которого лежит доверие.

Наиболее высок социальный капитал там, где люди больше всего доверяют и готовы сотрудничать друг с другом для достижения каких-либо общественных целей, когда для этого надо отказаться от какой-нибудь краткосрочной личной выгоды.

Западные экономисты, занимающиеся этим вопросом, к сожалению, не проводили исследований по Украине. Но подсчитали, что если бы, например, в Африке уровень доверия был таким же высоким, как в Швеции, то объем ВВП на Черном континенте оказался бы на 546% выше, чем сейчас.

Реклама

Когда нардеп и советник министра внутренних дел Антон Геращенко недавно заявил, что за последний год главной победой страны стало объединение украинцев, а поражением – тотальное недоверие к власти, я ему не поверил.

Недоверие к власти – с этим, конечно, не поспоришь. А вот объединение – разве что перед лицом внешней угрозы. Настолько тотального недоверия всех ко всем у нас не было никогда.

Жевано-пережевано, почему не доверяют власти: из-за коррумпированности, отсутствия реформ, невыполнения и нарушения обещаний и так далее. Власть, конечно, в курсе, что к концу года страну ждет мощный общественно-политический кризис. Это при том, что, по оценкам социологов, до 40 процентов украинцев к тому времени не будут доверять ни одной политической силе вообще.

Реклама

Не доверяют прокуратуре, судам, милиции и СБУ и считают их, как и прежде, чуть ли не узаконенными бандформированиями. Не доверяют даже пожарникам и экологам.

Недоверие к СМИ, хоть и заслуженное, переходит в абсурд. Мои собственные друзья стараются читать между строк мои же колонки, не веря, что "Сегодня.ua" печатает мое собственное, а не заказное, мнение и совсем не вмешивается в текст. Когда я это говорю, иногда не спорят, но по глазам вижу: не верят, что такое возможно.

Недоверие даже на бытовом уровне зашкаливает. Думаю, у каждого найдутся свои десятки примеров.

Когда говорят о том, что сейчас время играет против Банковой (Администрация президента) и Грушевского (Кабмин и Верховная Рада), а социальный взрыв что-то изменит к лучшему, я тоже не верю.

Кто будет менять к лучшему? Те, кто менял власть полтора года назад и еще не забыл, как это делается, но теперь к тому же хорошо вооружен? Это худшее, что может произойти.

Активисты же и волонтеры, которые проявили себя с хорошей стороны, пока власть, в свою очередь, проявляла себя с плохой, увы, погрязли в недоверии друг к другу.

Примечательно, что в последние дни никто на фейсбуке с таким упоением не перепощивает публикации, компрометирующие председателя Луганской облгосадминистрации Георгия Туку, в недавнем прошлом известного волонтера, как другие волонтеры.

Никто так самозабвенно не ссорится, как общественные активисты. Люди из властных команд, хотя тоже не доверяют друг другу, хотя бы скрывают это. На круглых столах по животрепещущим темам я каждый раз убеждаюсь, что представителям власти не надо напрягаться: их оппоненты сами принародно топят друг друга в дерьме.