Украина на пороге дефолта: на чьи плечи лягут его последствия?

29 июня 2015, 08:20

На днях инвестиционный банк Goldman Sachs (GS) спрогнозировал, что в конце июля Украина объявит дефолт по внешним обязательствам. Вероятность такого развития событий подтвердила и министр финансов Украины Наталия Яресько.

Реклама

Прогноз Goldman Sachs имеет под собой веские основания. На сегодняшний день основные драматические события развернулись вокруг переговоров с комитетом кредиторов, владеющим 9 млрд. дол. госдолга (60% от объема реструктуризации), по поводу его реструктуризации. Переговоры длятся уже 4-й месяц и не принесли никакого результата.

Основной камень преткновения в переговорах – разногласия в ответе на вопрос, является ли текущий долговой кризис в Украине только кризисом ликвидности или кризисом платежеспособности.

Ответ на этот вопрос не знает никто — ни МВФ, ни кредиторы. Продолжение конфликта на востоке Украины, обострение внешнеполитических рисков, отсутствие реформ, способных вывести страну из экономического и политического кризиса, превращают Украину из полноправного субъекта, ведущего самостоятельную политику, в объект для внешнего управления. В этой ситуации не удивительно поведение кредиторов, которые ждут, что в силу геополитической важности Украины, Запад в лице МВФ не допустит ее суверенного дефолта и согласится на условия Комитета кредиторов. Однако ЕС и МВФ неоднократно давали понять, что не готовы бесконечно поддерживать Украину. В ходе саммита Украина-ЕС в апреле этого года Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сформулировал простой алгоритм для высшего руководства Украины:

Реклама

"Вы продолжаете реформировать страну, мы продолжаем вам помогать финансово"

Но политическая воля проводить реформы остаётся слабой: по состоянию на начало мая Соглашение об ассоциации с ЕС было выполнено на 28%. Поэтому понятно отсутствие желания Запада продолжать безрезультатно спонсировать украинские власти, беря на себя и так уже запредельные кредитные риски.

Отсутствие реальных признаков способности власти справиться с ситуацией и реализовать стратегию возрождения страны и есть тот шаткий фундамент, на котором трудно построить успешные переговоры.

Анонсированная на 1-2 июля встреча с кредиторами станет, скорее всего, последней перед заседанием совета директоров МВФ по Украине, и нет оснований ожидать, что она закончится прорывом и выходом на конструктивное решение. Вероятно, по этой причине министр финансов Украины в этой встрече участвовать не будет. Возможное признание МВФ 3 млрд. дол. облигаций, выкупленных РФ, в качестве официального, а не коммерческого суверенного долга, может еще больше усложнить переговоры с комитетом кредиторов. С одной стороны, устав МВФ запрещает кредитовать страны, допустившие дефолт по официальным обязательствам перед правительствами других стран, поэтому Украине, скорее всего, придется заплатить. С другой, чтобы остаться в рамках программы МВФ – Минфин должен еще больше ужесточить предложение для комитета кредиторов, переложив на него дополнительно в 2015 г. 3 млрд. дол., которые Украина намеревалась сэкономить на выплатах перед Россией.

Реклама

Этот поиск компромисса не дал результатов.

Украинская сторона уже 2 месяца шантажирует кредиторов применением моратория на выплаты, поскольку не может предложить взаимовыгодный вариант реструктуризации

"Обновленное" предложение Минфина привязать выплаты по госдолгу к темпам роста ВВП вряд ли можно назвать таким компромиссом. Это красивая теория, слабо работающая на практике (о чем заявил тот же GS). В мировой финансовой истории было всего полдесятка случаев выпуска таких бумаг – из последних Аргентина (после дефолта 2001 г.) и Греция (в 2012 г.) с сомнительными итогами. В случае Аргентины их выпуск и обслуживание сопровождалось крупнейшим скандалом. Власти, начиная с 2007 года, систематически занижали показатель инфляции, что приводило к недооценке ВВП и меньшим купонным выплатам для инвесторов. Все это вскрылось только в 2013 году, однако потери кредиторов не были компенсированы.

Если последняя встреча с кредиторами закончится ничем, у Украины будет 3 пути

1. Согласиться с кредиторами и принять поправки в бюджет с целью очередного раунда бюджетных урезаний (или роста налогов) для обслуживания госдолга, то есть переложить все расходы на плечи населения и бизнеса. Это грозит потерей политической власти и новой революцией.

2. Согласиться с кредиторами, заручившись пакетом дополнительной поддержки от МФО и государств-доноров. Однако лишних 8-10 млрд. дол. для Украины у Запада пока нет.

3. Не согласиться с кредиторами, и объявить частичный мораторий на выплату по внешнему госдолгу, чтобы остаться в рамках программы МВФ (напомним, что по программе EFF в 2015 г. Украина должна сэкономить на операциях с госдолгом 5.3 млрд. дол., а до 2018 г. – 15 млрд. дол.)

Последний вариант и есть наиболее вероятным сценарием развития событий, о чем заявил GS, и который теоретически подтвердила министр финансов Украины

Мораторий на выплаты (т.е. технический дефолт) может быть объявлен уже в самое ближайшее время — сразу после заседания совета директоров МВФ по Украине, которое должно пройти в первой половине июля, до даты ближайших купонных выплат по еврооблигациям (ближайшие купонные выплаты – 24 июля либо 23 августа). При этом Минфин при поддержке МВФ будет мотивировать такое решение обязательствами оставаться в рамках параметров программы EFF.

Минфин рассчитывает на то, что объявление моратория сделает комитет кредиторов более сговорчивым, а МВФ пойдет на уступки в отношении размера самого списания (как часть соглашения с кредиторами), если ЕС и США задекларируют готовность предоставить Украине недостающие дополнительные кредитные ресурсы.

Рискованная стратегия, ведь речь идет о судьбе страны. Если частные кредиторы и международные партнёры примут другое решение, Украину может ожидать неупорядоченный дефолт, который, как в Аргентине, погрузит страну в затяжную экономическую депрессию и социальный хаос.

Однако даже если неупорядоченного дефолта удастся избежать, объявление моратория на выплаты и технического дефолта будет иметь крайне негативные последствия для Украины

На длительное время закроются рынки капитала. Кроме того, сам факт объявления дефолта может усилить девальвационные ожидания и отток депозитов, что станет новым стрессом для банковского сектора.

Что ожидает Украину в ближайшей перспективе? Новый раунд похода с протянутой рукой и просьбой о помощи к международным партнерам? После обращения министра финансов Украины Яресько к украинскому народу, где она переложила ответственность за критическое состояние государственных финансов с правительства на коммерческих кредиторов, рассчитывать на приток международного капитала в Украину в любой форме очень тяжело. Очевидно одно — за все, в конце концов, заплатит украинский налогоплательщик.