Украина не может стать "азиатским тигром" в Европе

14 июня 2017, 11:59

О том, что органичной частью "корейского экономического чуда" стала коррупция, говорят на полном серьезе. Из поколения в поколение высокопоставленные менеджеры корпораций Южной Кореи подкупают высших чиновников страны. В прошлом году из-за коррупционных скандалов покинула пост даже президент государства. Удивительно, но коррупция не смогла помешать чрезвычайно высоким темпам роста экономики этого "азиатского тигра" (в 1970-е годы – до 45 процентов в год) и изменению до неузнаваемости ее структуры (резкое смещение акцента с сельского хозяйства и легкой промышленности в сторону тяжелой промышленности и высоких технологий). И при этом  Южная Корея еще уникальна тем, что смогла вернуть на три года раньше срока огромный долг Международному валютному фонду – 56 миллиардов долларов.  

Но Восток – дело тонкое, а Украине, сделавшей европейский выбор и остро нуждающейся в прямых иностранных инвестициях в реальный сектор, должен быть полезнее недавний опыт Румынии. В конце 2015 года, вследствие громких коррупционных скандалов в Бухаресте, МВФ собирался отказаться от помощи ей, несмотря даже на то, что ее экономика показывала стабильный рост. Вдруг стало очевидным, что этот отказ резко отрицательно скажется на бизнес-климате в стране. Румыния отреагировала жестко.  Итог – премьер-министр, пять членов правительства и более 20 депутатов парламента оказались в тюрьме. И в этом году, по прогнозу МВФ, Румыния займет вторую позицию в Европе по экономическому росту (4,2 процента), в то время когда в целом в ЕС прогнозируется экономический рост в 2 процента.

Реклама

Реформы нужны нам самим, а не МВФ, США или Евросоюзу

Все наши проблемы давно перезрели: их надо решать независимо от МВФ и его траншей. А МВФ только настаивает на проведении ряда структурных реформ и следит, чтобы в их направлении шло продвижение. При этом, как отмечается в пресс-релизе по итогам последнего визита миссии  фонда в конце мая, "МВФ оценивает определенный прогресс только в продвижении пенсионной реформы, но выражает озабоченность торможением остальных структурных реформ".

Пенсионная реформа в первую очередь нужна не американцам, а 30-40-летним украинцам, которые еще могут зарабатывать или накапливать себе на пенсию. Земельная нужна людям, имеющим свой пай, чтобы они могли решать, что с ним делать – сдавать в аренду или продать и открыть свой бизнес, или купить квартиру (автомобиль). Реформа здравоохранения – нужна всем без исключения.

Реклама

Для всех, а особенно для частных инвесторов, очевидно, что наибольшие проблемы – с внедрением антикоррупционной реформы. Явно тормозится создание Антикоррупционного суда, который бы открыл возможность замкнутого цикла уголовного преследования – от открытия уголовного производства до вынесения приговора и посадки в тюрьму.

Некоторые уважаемые эксперты всерьез высказывают мнение, будто в Украине коррупция является двигателем экономики. Наверняка украинские власти тоже так считают – но как им убедить МВФ, чтобы тот исключил соответствующую реформу из украинских обязательств? Ведь никаким "чудом", хоть отдаленно похожим на корейское, у нас, с нашей коррупцией, и не пахнет.

Будет ли "все пропало" без траншей МВФ?

Реклама

Ответ на этот вопрос зависит от самой Украины. Когда в своей прошлой колонке "Начало пенсионной реформы неизбежно, конец – неизвестен" от 12 июня я написал, что МВФ для предоставления очередного транша готов закрыть глаза на невыполнение в определенные сроки записанных в меморандуме о сотрудничестве с ним требований, экономический аналитик Александр Охрименко задал мне риторический вопрос: "А зачем нам транш?".

Согласен: он нужен только для того, чтобы тут же отдать его назад. Все равно у Украины уже получается жить за свои средства, но жаль, что их не хватает на то, чтобы отдавать долги. Немного оживает экономика, к которой, кстати, транши МВФ отношения не имеют – они идут на погашение прошлых поступлений. Да и в целом около половины всех траншей в Украину идут на погашение предыдущих.

Транш МВФ – это сигнал для всех внешних инвесторов и других международных организаций о том, что программа, к которой привязаны все остальные международные программы (Всемирного банка, европейских структур и так далее), продолжается – значит, в стране не "все пропало".

А самое главное, что программа сотрудничества с МВФ рассчитана на четыре года – с 2015-го до конца 2018 года. Если фонд не будет выделять транши, а Украина сможет изыскивать средства на погашение предыдущих, то это хорошо, поскольку ослабляет финансовую зависимость страны. И пока программа не закрыта, у Украины есть шанс договариваться с МВФ на тех условиях, которые ей более приемлемы. Для этого надо, чтобы у Украины были аргументы и убедительная переговорная позиция. И это будет тоже хорошим сигналом для инвесторов.

Украине нужны десятки миллиардов долларов прямых инвестиций для создания новых высокотехнологических производственных мощностей в самых разных отраслях и секторах экономики. А из 3,4 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций, которые, согласно статистике, поступили в Украину в прошлом году, 2,4 миллиарда ушли в банковский сектор: инвесторы поддержали свои "дочки" в Украине и не дали им утонуть. В реальный сектор зашел только 1 миллиард долларов. Это в 10 раз меньше, чем в первый год после "оранжевой революции", когда западные инвесторы ошибочно посчитали, будто Украина выбрала европейский вектор развития и порвала со своим азиатско-коррупционным прошлым.