Украина: жизнь после дефолта

12 июня 2015, 08:32

Угроза дефолта нарастает. По итогам нового раунда встреч с Комитетом кредиторов Минфин сообщил, что трехмесячные переговоры о реструктуризации государственного долга Украины, по сути, закончились провалом – кредиторы на уступки не идут.

Реклама

Компромисс не был найден, поскольку участники переговоров по-разному оценивают финансовые перспективы Украины.

Кредиторы считают, что нынешний долговой кризис – это проблема ликвидности. Иначе говоря, у Украины в данный момент нет средств на погашение долгов, но в долгосрочной перспективе она будет в состоянии выполнять свои обязательства. Поэтому достаточно продлить срок обращения еврооблигаций, а в списании части основного долга необходимости нет.

МВФ и украинский Минфин настаивают, что речь идет о кризисе не только ликвидности, но и платёжеспособности.

Реклама

То есть средств нет сейчас, и в будущем ситуация не улучшится – а значит, долг достигнет устойчивого уровня только в случае частичного его списания.

Но это фасад переговоров. За кулисами же между их участниками идет сложная игра с использованием шантажа. Причем украинский Минфин скорее выполняет роль статиста, наблюдая за противостоянием МВФ и пула кредиторов.

Интерес кредиторов понятен: они ожидают, что внешняя помощь поможет им вернуть свои деньги в полном объеме. МВФ же, критически относясь к обещанным украинской властью реформам, осознает, что без продолжительной внешней помощи в виде кредитов и списания части ранее полученных средств Украине не выбраться из долговой ямы.

Впрочем, все согласны в одном:

Реклама

Украина вплотную приблизилась к дефолту, который может произойти даже в случае получения очередного транша от МВФ.

Эксперты расходятся во мнениях только по одному вопросу: что произойдет ПОСЛЕ дефолта.

В первом варианте, объявив технический дефолт, правительство тут же применяет закон о частичном моратории на выплату внешнего долга, а Нацбанк параллельно ужесточает и без того жесткие валютные ограничения. Во втором – после объявления дефолта Комитет кредиторов будет иметь 10 дней на принятие окончательного решения, и резкое удешевление украинских еврооблигаций все-таки подтолкнет его согласиться на частичное списание долга.

Правительство, естественно, предпочитает второй вариант, но не исключает и первого. Заявление представителей власти о готовности использовать закон о моратории по выплате внешних долгов уже прозвучало. В любом случае, власть уже начала готовить страну к дефолту, успокаивая людей заявлениями министра финансов о том, что они даже не почувствуют никаких последствий вроде нового витка девальвации гривны.

Однако всерьез подобные заверения никто не воспринимает.

Еще ни одна страна не проходила дефолт безболезненно, и Украине его объявление также несет массу рисков – вне зависимости от того, как в итоге закончатся переговоры с кредиторами.

Если кредиторы не согласятся на реструктуризацию долгов, Украину ждет неупорядоченный дефолт. А это закрытие доступа к международным рынкам капитала на десятилетия, что погрузит экономику страны в затяжную экономическую депрессию.

К тому же, в данном варианте кредиторы все равно могут обратиться в суд, и Украине придется расплачиваться по долгам, в том числе собственностью государства. Неупорядоченный дефолт Аргентины в 2001 году в конечном итоге закончился тем, что власть этой страны вынуждена была пойти на приватизацию земли, которая была приобретена крупными международными корпорациями. В свете такого "опыта" представляется уже совсем не случайным, что именно сейчас Кабмин регулярно совершает попытки протащить через парламент разрешение на приватизацию оставшихся госпредприятий.

Если кредиторы все же согласятся реструктуризировать долги, даже само объявление дефолта значительно увеличит риски для экономики. В Украину окончательно перестанут поступать иностранные инвестиции, а частным компаниям перекроют возможность получить кредиты за рубежом.

Для обычных людей это означает закрытие предприятий и потерю рабочих мест. Для бизнеса – новый сигнал для вывода капитала за рубеж.

Для вкладчиков банков – новый сигнал для снятия средств со счетов. Для страны – ухудшение платежного баланса. Для всех вместе – очередной виток девальвации гривны.

К тому же, не стоит забывать, что даже при самом благоприятном раскладе дамокловым мечом над Украиной висит вопрос дефолта по российским евробондам на 3 млрд долларов, срок погашения которых истекает в декабре 2015 года, но которые украинская власть отдавать отказывается.

Украина настаивает, что это коммерческий долг, Россия – что государственный, и это не просто война юридических терминов, это вопрос возможности продолжения программы МВФ. Ведь фонд не практикует кредитование стран, допустивших дефолт перед другим государством.

Ситуация выглядит напряженной. Правда, министр финансов обещает запустить некий план "Б", якобы заготовленный правительством на крайний случай. Хотелось бы верить, что такой план существует и он реалистичен. Хотя правильнее было бы все-таки не изобретать новые планы, а сосредоточиться на тщательном выполнении уже имеющихся. Если, конечно, власть вообще в состоянии их выполнить.