Украинцев не пугают ни ощущение второсортности, ни языковой барьер

29 марта 2017, 11:01

Говорят, в Чехии на украинских иммигрантов обижаются только цыгане, потому что наши соотечественники демпинговыми зарплатами лишили их традиционного заработка на рытье канав. Миллионы украинцев уже заняли вакантные места, которые в европейских странах никогда не имели спроса.

Большинство уехали на заработки в Европу, воспользовавшись визами, по которым нельзя работать. Когда польские работодатели просят у своего правительства выдать разрешения на легальную работу миллиону сезонных рабочих украинцев, то можете не сомневаться, что этот миллион там уже есть.

Реклама

Государство борется (если можно так сказать) с безработицей традиционно – при помощи центров занятости и Фонда общеобязательного социального страхования на случай безработицы. И, вопреки обещаниям нескольких прошлых и нынешнего правительств, все никак не перейдет от политики борьбы с безработицей к политике активной занятости, переориентировавшись с учета и содержания безработных на трудоустройство активной и квалифицированной части населения.

В Украине граждане, если не заняты в теневом секторе экономики, регистрируются в центрах занятости, получают пособие и ждут, пока их трудоустроят. Например, в сельской местности жить на пособие порой выгоднее, чем работать в две смены за тамошнюю зарплату. По информации Госстата, в январе 2017 года на учете в службе занятости стояли 429 тыс. безработных, а в феврале их количество возросло на 10 тысяч человек за счет того, что предприниматели, в связи с повышением налоговой нагрузки, прекратили свою деятельность и стали на учет в центры занятости.

Другие в поисках работы не идут в центры занятости, а самостоятельно ищут работу и даже переобучаются и повышают квалификацию, чтобы удовлетворять рыночным требованиям.

Реклама

Третьих, как правило, неквалифицированных, устраивает неполная занятость (сокращенный рабочий день или неделя) – тоже фактически безработица, только скрытая.

Остальные уезжают за границу. Таких, по разным подсчетам, от пяти до семи миллионов в разных странах (у нас никто не ведет статистику трудовых мигрантов). Они зарабатывают мало по европейским меркам, но много по украинским.

Крайне низкий уровень заработной платы в Украине делает большинство предложений на рынке труда непривлекательными. В этом году минимальная зарплата повысилась, но на реальных зарплатах это не отразилось. Более того, оправдываются существовавшие опасения, что многих низкооплачиваемых работников будут переводить на неполный день, и никакими законами этому нельзя воспрепятствовать. Скрытая безработица, таким образом, уже растет.

Реклама

Поэтому ехать будут. Это не ново и вполне оправданно – Украина столетиями отпускала людей работать по всему миру. В недалекие советские времена люди ехали в основном в Москву или вглубь России. Теперь – в Польшу и дальше на запад.

Свежее исследование "Социологической группы "Рейтинг" показало, что сегодня наибольшее количество респондентов хотели бы работать в Германии (23 процента) и Польше (22 процента), около 10 процентов – в Италии, США и Великобритании. И  только 7 процентов – в России. Притом что среди тех украинцев, кто работал за границей в течение последних пяти лет, больше всего опрошенных выезжали на работу в Польшу – 36 процентов, а Россия была на втором месте – 25 процентов.

По 5 процентов работали в Чехии и Германии, 3 процента – в Италии, остальные – в других странах, в основном, Западной Европы.

Для работавших в России (где большинство украинцев трудится в сфере строительства и ремонта) среди проблем на первом месте были плохие жилищные условия (30 процентов опрошенных), на втором – отсутствие договора с работодателем (27 процентов).  

Таких неудобств практически не испытывали те, кто работал в Европе, где, к тому же, побывало на заработках несравнимо больше женщин и специалистов с высшим образованием. В Европе украинцы работали (в порядке убывания): на строительных и сельхозработах, работах по дому, в IT, уходе за детьми, ресторанном и гостиничном бизнесе, офисными работниками, младшим медицинским персоналом, парикмахерами и массажистами.

При этом удовлетворение от заработанных денег трудившимся в Европе украинцам не омрачили ни ощущение второсортности, в котором признались 33 процента опрошенных, ни языковой барьер (39 процентов).

А будет еще лучше! В близкой перспективе со столь неприятными ощущениями совсем не столкнется молодое поколение украинцев, которые массово поступают в восточноевропейские университеты или уже с украинскими дипломами бакалавров идут в тамошние магистратуры, ищут работу по специальности. Преимущественно в Польше, Чехии, Словакии: местные специалисты переместились на запад Европы, и их уже начинают заменять украинцы с европейским образованием и знанием языков. Им комплексовать не придется. Но это, как говорится, совсем другая история.