Украинская Масленая. Так блины или вареники?

3 марта 2019, 08:27

/ Фото: Pixabay

Сейчас на Масленицу снова начнется спор последних лет: что должны готовить на сей праздник настоящие украинцы, блины или вареники?

Яростные сторонники вареников и противники блинов цитируют Николая Маркевича, который еще в 1860 году засвидетельствовал, мол, "вместо блинов московских (у нас) подают вареники со сметаной; на маслянице это главное блюдо". Я и сама цитировала его не раз. Но, скажем честно, добавить к этой цитате в виде аргументов обычно нечего.

Реклама

И прежде чем ответить на "масленый" вопрос, стоит спросить себя, а что символизируют блины и вареники?

Круглый блин символизирует солнце, это известно, пожалуй, всем. Впрочем, этнографы считают "солнечность" – всеобщим заблуждением, и говорят, что на деле блин – поминальное блюдо (не зря Масленой предшествует день поминания предков – Мясопустная суббота).

А что с вареничками-то?

Реклама

Начнем с того, что масленичные вареники с сыром, щедро политые сметаной или маслом – это преимущественно молочный продукт, а молоко, как известно, дают коровки, из их молока делают и масло, и сметану, и сыр. Сама Масленая неделя называется "Сиропустна". "На сиропустну ж неділю "і бусурмени вареники їдять!" .

И еще: "Влас на вареники лас" – вот потому-то "у кожній оселі в цей день повинні бути вареники"! (Зяблюк). 

Ибо Вареники – обрядовое блюдо скотьего бога Велеса. А весь февраль был для украинцев "коровьим" месяцем!
Сейчас Масленица пришита к подвижной дате Пасхи, но изначально была привязана к "скотьим" дням св. Власия. В феврале в Украине чтили все четыре февральские пятницы, ради блага и здоровья своего скота. Женщины не пряли и не шили, мужчины не использовали волов.

Реклама

"У місяці лютому колись господарі на Київщині, Чернігівщині та Полтавщині нічого не робили волами в п’ятницю кожного тижня — гріх! Селяни говорили: "Хто запряже воли в лютневу п’ятницю, то в того або воли подохнуть, або руки відсохнуть!"

Господині, бувало, не прядуть починків і не шиють сорочок у кожну п’ятницю лютого місяця". (Воропай)

Как известно, покровитель скота св. Власий занял место скотьего бога Велеса. И еще в 1838 в Вологородском и Архангельском уездах в отдаленных от столицы церквях существовал архаичный обычай жертвы св. Власу – 24 февраля (по нашему стилю) селяне приносили в виде пожертвования церкви от 30 до 40 пудов масла – т.е. до 640 килограмм!

О переносе праздника Власия на предпасхальную неделю свидетельствуют и два украинских женских праздничка-близнеца, которые на деле были одним "святом". Так часто бывает, если по очередным политическим причинам праздник переставляют с места на место. В итоге часть людей отмечает его по-новому, вторая часть – упрямо отмечет в привязке к старой дате, и образуются зеркальные праздники-блезняшки. И их единя суть видна даже невооруженным взглядом!

"Молодиці в день святого Власа ходили колись у шинок і пили горілку — "щоб корови були ласкаві". А як поверталися з шинку до хати, то били, бувало, своїх чоловіків днищем (прялки) — "щоб воли були слухняні" – писал Воропай о празднике 24 февраля. 

Точно такие же действия и с той же самой целью украинки проводили в четверг на Масленой неделе. В Харьковской губернии в масленичный четверг "бабы собираются компаниями и идут в шинок "ласкать телят", т. е. пить водку, но под предлогом того, чтобы коровы были ласковы к теля¬там и не бодливы, а "щоб тылята булы повненъки та ласкови", и выпивают непременно сразу и по полной рюмке".

Сам это праздник даже при переносе сохранил название Волосий (Власий, Волосся, Улас) – и был особым женским днем. А сама Масленая была в Украине женским праздником Колодий, который отмечали все семь дней подряд. 

Изначально смысл Колодия был в наказании молодежи, не вступившей в брак – им привязывали к ноге небольшую палочку-колодку. Но порой и празднование Колодия превращалось в охоту на мужчин и, вне зависимости от семейного положения оных, разгулявшиеся молодки останавливали мужиков прямо на улице, цепляли колодку и требовали дать им откупного на водку. Иными словами, украинские дамы, которые с криком носились по улицам и приставали к мужчинам, вели себя как натуральные ведьмы…

А украинские ведьмы, в свою очередь, самым натуральным образом – всей своей натурой были привязаны к главной теме Масленой, маслу, сыру и молоку!

Если вчитаться в поверья, можно подумать, что именно молоко, а не кровь бежала по жилам наших ведьмачек. Среди дюжины способом опознать ведьму есть и такие: вылить молоко на кучу мусора – не выдержав такого издевательства, ведьма сразу прибежит к тебе во двор. Если кипятить молокой от коровы, которую прежде доила ведьма, у последней начинается жар и горячка. А один из самых известных способов опознания ведьм в Украине – изготовление на Масленую магического вареника с сыром. 

Неким волшебством масляный вареник обладал и на самой Масляной неделе – так, во время празднования женского четверга, женщины чрезвычайно обильно поливали его маслом "шоб булы тэлятки ласые на цыику" т.е. хорошо сосали мамино молоко.  Но в переходный период, когда заканчивалась Масляная и начинался пост, сырный вареник становился атрибутом греховным, а оттого еще более волшебным.

Коли остатки масленого сыра застряли у тебя в зубах, с первого дня поста по ночам к тебе в рот будет залезать черт и таскать сыр из зубов, пока не вытащит весь… вместе с зубами (потому среди украинцев и бытовал обряд "полоскания зубов" в первый понедельник поста – если не прополоскать их одной-другой чарочкой водочки, можно ведь и беззубым остаться!)

Но если ты сохранил сырный масленичный вареник специально – то сможешь сам повелевать нечистью, и, в первую очередь, ведьмами, которые испытывают к сему молочному продукту столь же непреодолимое притяжение, как и к молоку.

"На заговены пред Великим постом надо выдолбить из вареника сыр и положить его за щеку и переночевать с ним, а утром вынуть и завязать его в пояс. Потом в течение поста побывать с тем сыром в церкви 12 раз и, наконец, пойти, имея его в поясе, под Пасху к заутрени… при звоне во все колокола, войти в колокольню с тем сыром во рту и смотреть оттуда на народ, можно увидеть тогда всех местных ведьм", – писал Иванов в 1891 году.

По всей видимости, с помощью "заговоренного" сыра из масленичных вареников можно повелевать ведьмой. Потому ведьма не успокоиться, пока не выпросит у человека тот сыр. А в одной из украинских сказок солдат, изготовивший по всем правилам подобный вареничек с сыром, смог обменять его у шести местных ведьм на шапку-невидимку. 

С помощью волшебного сырного вареника можно было увидеть не только ведьм, но и прочих представителей тайного мира. Но провернуть такой фокус и удержать вареник во рту было на поверку не так-то и просто.

"Зберігши на запусти сир з вареника в роті, можна побачити не тільки відьму, а й домовика. Ось як про це розповідає Марія Д-ко, жінка понад 50 років з села Діхтярі на Чернігівщині:

"Коли починалися довгі осінні вечори, то звичайно мама або бабуся розповідали нам казки про всякі страхи... Я дівчинкою любила слухати про домовика і все хотіла його побачити.

А я знала, що для того, щоб побачити домовика, треба на запусти залишити шматочок сиру з вареника в роті і так тримати його цілу ніч, а на всеношній перед Великоднем тримати його з собою у вузлику. Ранком на Великдень, прийшовши з церкви, треба було вилізти на хату і там можна було побачити домовика. Та все лихо було в тому, що я ніяк не могла зберегти того сиру в роті. Як тільки, було, прокинуся ранком — сиру в роті вже нема. Так я домовика і не побачила...".

******

Ах да, что касается масленых блинов… никаких отрицательных чувств к блинам украинцы не испытывали и тоже потребляли их в пищу, в том числе и на Масленую.

"Головною їжею на Масляну є вареники з сиром і сметаною, але й гречані млинці на маслі або на смальці смажені — теж обрядова їжа в ці дні на Україні", – писал Воропай. 

Другой вопрос, что, в отличие от сырных вареников, масленичные блины в Украине, похоже, не обладали никакими волшебными свойствами.