Украинский бюджет наполняется за счет инфляции и девальвации

8 апреля 2016, 08:15

Статистика зафиксировала рост доходов государственного бюджета в январе-феврале 2016  на 17% (10,24 млрд. грн.) больше аналогичного показателя прошлого года. Однако эта цифра пока не внушает оптимизма. Снова основными источниками наполнения бюджета стали инфляция, девальвация и фискальное давление на бизнес и население.

Инфляция и девальвация стали основными факторами роста поступлений, прежде всего, по НДС (+29,8%) и импортной пошлине (+21,8%).Уровень цен на потребительские товары за январь-февраль 2016 года увеличился на 36,4% по сравнению с январем-февралем 2015 года. Средневзвешенный курс гривны по отношению к доллару на валютном межбанке в январе-феврале 2016 года был в среднем на 25% выше, чем в первые два месяца 2015 года.

Реклама

Увеличилось фискальное давление на население. Рост поступлений от налога на доходы (НДФЛ) на одну треть связан с увеличением ставки НДФЛ с 15-20% ( а ведь по нижней ставке 15% облагалось 95% всех зарплат!) до 18%, и  урезанием налоговой социальной льготы с 1 до 0,5  минимальной заработной платы . Повышение с 1 января 2016 г. акцизов на сигареты и пиво дало прирост поступлений от акцизного налога (+50,9%). 

У добывающих компаний стали изымать инвестиционный ресурс. Рентная плата за пользование недрами за первые 2 месяца 2016 года увеличилась более чем в 3 раза. Причина  проста: в первом квартале 2015 г. главная компания по добыче газа в Украине (Укргазвидобування) уплачивала в бюджет рентную плату за добычу газа по ставке 20% от цены 355 грн. за 1000 м3. В первом квартале 2016 г. ставка составляет 70%, а стоимость газа для расчета налоговых обязательств увеличена в 3.6 раза до 1590 грн. за 1000 м3. Обратной стороной повышения с 1.04.2015 г. ставки ренты для государственных газодобывающих компаний стало падение внутренней добычи (по итогам 2015 г. упала на 3%). Ошибочность такого шага уже была признана: с 1 апреля 2016 г. ставка ренты для таких компаний (Укргазвидобування + Укрнафта) снижается до 50%. 

Отсутствие целенаправленной политики по поддержке экономики привело к провалу  в поступлениях по налогу на прибыль предприятий – они рухнули на 55,0% . Фискальная консолидация на фоне падающей экономики сделали свое дело. Реальный сектор  "выдохся". Помимо сокращения производства, падения экспорта и де-индустриализации, на динамику доходов от налога на прибыль предприятий негативно повлияли накопленные в предыдущих периодах налоговые переплаты.

Реклама

Вызывает опасения снижение темпов наполнения бюджета. За первые два месяца  2016 года получено всего 11,8% от годового плана доходов. В предшествующие пять лет за январь – февраль государственный бюджет в среднем аккумулировал более 14% годовых доходов.  А ведь темпы наполнение бюджета влияют на  динамику бюджетных расходов, в первую очередь социальных.

На фоне цифр перевыполнения плана по доходам (114%) диссонансом выглядит статистика расходов госбюджета. Они увеличились по сравнению аналогичным периодом прошлого года всего на  5,0% (при инфляции за соответствующий период  36,4%), а план по бюджетным расходам  не довыполнен на 18,0% или на 15,5 млрд грн.

Больше всего пострадала социальная сфера. Недовыполнение плана расходов госбюджета   в сфере здравоохранения и образования января-февраля 2016 составило  55,1% и 33,4% соответственно! На местный уровень (а местные бюджеты являются главными исполнителями заданий по образованию и здравоохранению) передано на 16,5% (на 5,4 млрд грн) меньше ресурсов (субвенций), чем запланировано. Уже  вначале 2016 года под угрозой оказалось финансирование ПТУ, высшего образования I-II степени аккредитации. Снижение финансирование системы здравоохранения без проведения мер по повышению эффективности сети лечебных заведений может привести к резкому падению качества и доступности медицинских услуг.

Реклама

Капитальные расходы государственного бюджета практически не финансировались. За январь-февраль 2016 года было профинансировано менее 400 млн грн капитальных расходов или менее 2% (!) от плана 2016 год. Это означает, что капитальные расходы в лучшем случае будут финансироваться по старому традиционному принципу –  в последнем квартале и с единственной целью побыстрее освоить средства. Расходы на оборону и правопорядок были на 21% ниже запланированного уровня.

В ближайшие месяцы увеличится потребность в росте расходов на фоне планового повышения социальных стандартов и растущего давления со стороны местных бюджетов увеличить трансферты на делегированные, но не профинансированные полномочия. Сохранятся риски разбалансирования Пенсионного фонда  из-за слабых результатов от детенизации зарплат и неритмичных поступлений от ЕСВ (если в январе поступления от ЕСВ на 15% превысили план, то в феврале недобор уже составил 6,3%). Это может потребовать  увеличения трансфертов из бюджета.

В то же время, возможность профинансировать растущие расходы не инфляционным путем остается под вопросом. Ряд запланированных источников финансирования бюджетного дефицита (напр., 17 млрд. грн. от приватизации; 13 млрд. грн. от антикоррупционной деятельности) могут оказаться  виртуальными. Реальная экономика вместо поддержки пока получает только сигналы от Министерства финансов об ухудшении экономических прогнозов. Продолжение практики жесткой фискальной консолидации – через недофинансирование социальных расходов и инфраструктуры, повышение налоговой нагрузки на население и отдельные еще работающие бизнесы – будет тормозить восстановление экономики, сокращать базу налогообложения, повышать градус социального напряжения и подпитывать недоверие к любым (даже позитивным) фискальным экспериментам.