Урегулирование на Донбассе нуждается в ребрендинге и рестарте

16 ноября 2017, 10:32

Октябрьская Генеральная Ассамблея ООН, принятие ряда законодательных актов о реинтеграции Донбасса, переговоры спецпредставителя Госдепартамента США  Курта Волкера с помощником президента РФ Владиславом Сурковым по украинским вопросам – эти недавние события заставили по-новому взглянуть на перспективы мирного урегулирования на Донбассе, под новым углом осветили судьбу Минских соглашений.

Становится все более очевидным, что роль Минских соглашений – скорее прекращение огня, а не урегулирование. Минский формат зашел в тупик настолько, что само слово "Минск" вызывает недоверие у народа Украины. Минскому процессу необходим полный рестарт, как содержательный, так и имиджевый – своего рода "ребрендинг".

Реклама

Всплыла на поверхность и двойственность позиции нынешней украинской власти. С одной стороны – декларации – которые делаются в расчете как на избирателя, так и на западных партнеров: "мы приняли закон о реинтеграции", "мы готовы ко вводу миротворцев ООН". С другой – отсутствие каких либо реальных шагов по достижению мира, для начала – хотя бы реалистичного и реализуемого поэтапного плана мирного перехода Донбасса под украинский контроль.

Главный вывод из последних событий и деклараций по процессу урегулирования конфликта на Донбассе – Украине не хватает комплексного и реалистичного подхода для настоящего урегулирования.

Украина должна быть не объектом мировой политики, а ее субъектом, проактивным инициатором изменений. Мы не можем и не должны ждать, пока  Курт Волкер и Владислав Сурков за нас решат нашу судьбу. Они могут договориться и поставить Украину перед неприятным фактом принятия непопулярных решений.  Например, речь может идти о выполнении политических шагов в рамках Минского процесса – амнистии боевиков, изменении Конституции и т.д.

Реклама

Нам нужен не "закон о войне", а мирный план  – последовательный, пошаговый план действий, который приведет к прочному миру на Донбассе. Как депутат, избранный в Мариуполе, и человек, многие годы отдавший развитию Донбасса, чувствую личную ответственность за содействие процессу скорейшего установления мира на Донбассе и его социально-экономическому восстановлению.

Моя команда разработала план мирного урегулирования – "Три основы: –Легитимность, Безопасность, Доверие". Легитимность – необходимость наличия легитимного партнера на временно неподконтрольных территориях. Безопасность – без прекращения огня не удастся продвинуться в любом другом элементе урегулирования. Доверие – между Киевом и жителями оккупированных территорий, Вашингтоном/Брюсселем и Москвой и, в конечном итоге – Киевом и Москвой. Сегодня пришло время предложить пошаговую инструкцию для реализации мирного плана, которая учитывает и все последние заявления сторон:

Шаги мирного плана

Реклама
  1. Украина разрабатывает и предлагает мировому сообществу детальный и последовательный план реинтеграции Донбасса, включающий тяжелые для нас, но необходимые для успешного завершения мирного процесса компромиссы.
  2. План включает в себя этапность ввода миротворческого контингента по всей зоне конфликта, с одновременным учреждением на поэтапно освобождаемых территориях международной временной администрации (МВА), вплоть до выхода на ныне неконтролируемые участки границы Украина-РФ. 
  3. Верховная Рада, правительство, администрация Президента Украины разрабатывают законодательные акты, которые легитимизируют как ввод миротворческих сил ООН в Украину, так и введение на ныне оккупированных территориях Донбасса МВА, определят ее статус и полномочия, включая передачу ей  контроля над всеми социально-экономическими вопросами. Только она позволит избежать правового вакуума и новых попыток насильственного захвата власти сегодняшними боевиками. МВА может быть создана согласно решению СБ ООН и должна формироваться из не-участников Венского формата. Она будет действовать под эгидой ООН и на основе согласованного с Украиной Планом действий, а также специального соглашения с правительством Украины. Выборы на Донбассе станут возможны только после получения администрацией контроля над всем регионом.
  4. Полный рестарт переговорного процесса – отказ от продолжения показавшего себя неэффективным Минского формата (при этом в Минске могут остаться рабочие группы для отработки технических вопросов). Украина выступает с инициативой о переносе площадки для стратегических переговоров в Вену в новом формате – Украина, Россия, США, Германия и Франция, с назначением постоянных спецпредставителей от всех сторон с обширными полномочиями – участниц нового мирного процесса. Именно в Вене расположена штаб-квартира ОБСЕ – единственной институции, признаваемой всеми сторонами конфликта в качестве не только нейтрального арбитра, но и организации, которой предстоит сыграть одну из ведущих ролей в осуществлении достигнутых договоренностей. В основе переговоров – разработанный нашей страной детальный и последовательный план реинтеграции Донбасса. Компонентом плана должен стать план экономического восстановления региона, часть затрат по которому возьмут на себя международные партнеры.
  5. На время до окончания мирного процесса органы власти Украины оказывают максимально возможное содействие восстановлению доверия между жителями оккупированных территорий и остальной Украины – начиная с выплаты пенсий и пособий жителям оккупированных территорий, предоставления социального жилья временно перемещенным лицам и прекращения экономической блокады.

При составлении планов и принятии решений нашему государству важно помнить, что "Украинский кризис" является в настоящий момент краеугольным камнем для определения направления развития системы безопасности всей системы НАТО.  И от активной позиции Украины многое зависит. Такое положение вещей требует от власти реальных поступков. Потому что на  Западе нарастает усталость от Украины и недовольство ее результатами. Более того, растет подозрение, что Украина (т.е. ее власть) на самом деле не хочет реального урегулирования, а предпочитает "разыгрывать" российскую угрозу во внутриполитических целях и использовать ее как объяснение своих провалов перед иностранными партнерами.