В каждом чиновнике живет собака

5 августа 2016, 16:32

Представьте, вы сидите за столом, возле стола – собака, на столе – бутерброд. Собаке хочется его стащить, но она отдает себе отчет в том, что ее накажут. Она сидит "меж двух огней", смотрит то на вас, то на бутерброд… И вдруг выбирает третий путь – начинает неистово чесать себя за ухом. То есть занимается делом, загнанным в щель между биологической мотивацией "хочу" и социальной мотивацией "надо" – оно отвлекает собаку от желаемого ею бутерброда.

И если в случае с собакой ее занятие совершенно бесполезно, то люди в условиях выбора между "хочу" и "надо" (когда дамокловым мечом висит угроза наказания) способны совершать бесподобные вещи. Ученые, исследующие человеческий мозг, считают, что это лучший способ заставить работать ленивые мозги. Писатели начинают писать не те книги, которые должны, художники – рисовать картины, не соответствующие ожиданиям, фотографы – снимать нечто, не относящееся к заказу, – но результаты часто бывают гениальными. Оказывается, вдохновением или озарением может называться активная работа центра страха в мозгу.

Реклама

Как можно применить это знание к чиновникам?

Предыдущее, второе, правительство Арсения Яценюка делало ставку на иностранных и отечественных реформаторов, но те с задачами не справились. Заодно, как теперь оказалось, при их попустительстве расцвела коррупция во всех звеньях чиновничьей бюрократии. Поэтому, поскольку у правительства Владимира Гройсмана не оказалось достижений, которыми можно было бы похвастаться к ста дням Кабмина, акцент делается на борьбе с коррупцией – сфере, наиболее эффектно выглядящей в новостях.

"Видите сейчас задержания и все остальное? Я вам точно могу сказать, можете записать мои слова, это начало конца коррупции в Украине", – заверил премьер-министр. "Я убежден в том, что с каждым днем мы будем видеть и результаты борьбы, но задача правительства – создать условия, при которых бы эта коррупция просто была невозможной", – добавил Гройсман.

Реклама

Я разделяю мнение, что каждого высокопоставленного чиновника поднял "наверх" какой-либо олигарх. Но я никогда не соглашусь, что все они или хотя бы некоторые, как часто сокрушаются эксперты, недостаточно образованы, неквалифицированны, неспособны самостоятельно принимать эффективные решения. Наверняка руководителями промежуточных звеньев в свои команды они брали тоже не самых тупых.

Многие, если не большинство, из этих грамотных и предприимчивых специалистов – люди алчные, пришедшие на должности ради собственного обогащения. Это, считаю, лучше, чем если бы все министерства и ведомства состояли сплошь из кристально честных борцов за справедливость. Которые на революционной волне, прямо с Майдана или фронта, пришли работать исключительно по идейным соображениям. Практика показывает, что из романтиков-революционеров не получаются хорошие управленцы.

Надо, как говорит Гройсман, создать условия. Многочисленная армия борцов с коррупцией в Украине пока, вместо того, чтобы выступать единым фронтом, наступает друг другу на ноги и ссорится. Иногда из-за того, что не успели приспособиться к новым нормам законодательства, иногда из эгоистических побуждений оторвать себе кусок "антикоррупционного хлеба".

Реклама

Но все вместе по своему потенциальному охвату они могли бы конкурировать с печально известной тайной полицией ГДР – Штази. Такого количества охотников за взяточниками и расхитителями государственного имущества у нас не было никогда: Национальное антикоррупционное бюро, Генеральная прокуратура, Специализированная антикоррупционная прокуратура, военная прокуратура, Служба безопасности Украины, антикоррупционное подразделение Национальной полиции, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции.

Вот им бы и не давать расслабиться центру страха в ленивых мозгах чиновников!