Для начала в минувшую пятницу перекрыли транзитное движение частного транспорта (кроме автомобилей местных жителей и спецтехники) и запретили парковку вдоль улицы Трехсвятительской и Михайловской площади. Там установили шлагбаумы, бетонные заграждения и новые дорожные знаки.
Наверное, кто-то подсказал мэру Киева Виталию Кличко, что привести в порядок все дороги невозможно даже за два срока, не надо и пытаться – работая в этом направлении, можно нажить только шквал критики. Зато все запомнят мэра, который создал пешеходные зоны. Для этого не надо много времени, на них обратят внимание горожане, да и простоят такие зоны во много раз дольше даже самых хорошо отремонтированных дорог.
Вот как говорит бывший мэр Боготы, известный мировой специалист по урбанистике (и гуру наших отечественных урбанистов) Энрике Пеньялоса: "Хороший город — тот, в котором людям хочется бывать на улице. Если в городе хорошо себя чувствуют более уязвимые граждане — дети, старики, инвалиды, люди с низким уровнем достатка — значит, комфортно и остальным. Принципы хорошего города таковы: приоритет отдается пешеходам и велосипедистам, а не автомобилям. Если говорить о передвижении по городу, то на первом месте автобусы, а не личный транспорт. Общественные пространства должны быть безопасными и приятными для всех. Разница между прогрессивным и отсталым городом заключается не в качестве автодорог или метро. Она заключается в качестве пешеходной зоны. Я видел большущие шоссе в африканских городах, где у многих людей нет воды. И метро — тоже не признак благополучного города. В ужасных городах тоже есть метро".
Европейские столицы следуют этим принципам. Скоро в центр Мадрида можно будет проехать только жителям центра, их гостям, общественному транспорту и такси. Не смогут заезжать даже автомобили доставки, которые производят выбросы в воздух. Новые правила начнут действовать не сразу. С начала ноября вокруг зоны перекрытия будет патрулировать полиция и предупреждать нарушителей о будущем штрафе. А уже с января 2019 года будет установлена автоматизированная система с камерами видеонаблюдения. Штраф за нарушение составит 90 евро.
Если взять пример украинского города, где заметен плод труда урбанистов – то это только Львов. В нем уже 26 площадей и улиц закрыты для частных автомобилей. Но, как отмечают львовяне, там, где поработали урбанисты – там пробки. Поэтому спешить не надо. Ситуация с дорожным движением в центре Киева, в связи с частичным перекрытием Крещатика, где была фан-зона финала Лиги чемпионов, разубедила даже, наверное, самых твердокаменных сторонников идеи сделать Крещатик пешеходным. Это транзитная магистраль, не имеющая альтернативы. Остается выживать автомобили из центра.
В Департаменте транспортной инфраструктуры Киевской городской госадминистрации подсчитали, что каждый день по столице курсируют 1,6 миллиона автомобилей, из них миллион – проезжают транзитом. Поэтому, пока инвесторы не хотят вкладывать в убыточные парковки, коммунальное предприятие "Киевтранспарксервис" начинает создавать свои. В частности, перехватывающие площадки на 600-700 машино-мест возле станций метро "Сырец", "Теремки", "Лесная" и "Красный Хутор". Дело движется.
Кроме того, прямо сейчас специалисты коммунального Института Генерального плана города Киева разрабатывают Комплексную схему транспорта и Схему размещения гаражей и автостоянок.
В том же Мадриде система приоритетов, согласно которым должны постепенно перекрывать центр города от автомобилей, была разработана еще в 2005 году. Со временем был перекрыт исторический район Лас Летрас. И только со следующего года центр Мадрида превратится в зону, закрытую от проезда автомобилем.
В Киеве пока еще обсуждается обустройство пешеходной зоны на отрезке улицы Пушкинской – от площади Льва Толстого до бульвара Шевченко. На днях проходили общественные слушания проекта, который также может состояться: это идеальное место для пешеходной зоны, с прекрасными историческими домами, сохранившимися с позапрошлого века, с живописными дворами-колодцами и с односторонним дорожным движением, притом, что соседние улицы его дублируют. Авторы проекта предлагают вдоль улицы построить велодорожки, а посередине – зеленую зону, разгрузив улицу от припаркованных машин и транзитного транспорта.
Пока не знаю, как предложение впишется в транспортную модель столицы. Даже в случае с Трехсвятительской улицей и Михайловской площадью, наверное, не все будет гладко. Из-за того, что соседняя Михайловская улица, несмотря на знаки, запрещающие стоянку, забита припаркованными автомобилями, там каждый день пробки, и через Трехсвятительскую был единственный объезд. Остается надеяться на патрульную полицию – это ее обязанность штрафовать за неправильную парковку, а с 27 сентября, когда вступит в силу закон о реформе в сфере парковки (подробнее я писал в колонке Штрафовать немилосердно! от 29 октября 2017 года) автомобили нарушителей будут эвакуировать.
Благодаря закону у водителей, не желающих объезжать центр дальней дорогой, появится мотивация парковать машины на платных парковках, которые сейчас стоят полупустые. А у инвесторов, в свою очередь, – строить паркинги (в случае с центром – подземные).