В одной лодке с Кличко

15 марта 2018, 10:54

Мэр Киева Виталий Кличко сейчас в Каннах. Во главе представительной столичной делегации он знакомит участников крупнейшей выставки недвижимости с инвестиционными проектами, к которым городская власть предлагает приобщиться иностранному бизнесу. С одной стороны, стратегическое видение, которое в последнее время выказывает руководство Киева, позволяет говорить об осуществлении долгосрочных проектов и активизации частных инвестиций. С другой, кое-чего все же не хватает.

Видение развития города – далеко не обязательное условие его существования. Без такого видения застройка неминуемо будет хаотичной, но ведь живут же люди и с ней. Так, например, как на этом фото, сделанном рекламным агентством Ogilvy Sao Paulo для ЮНИСЕФ (Международного детского фонда ООН) в Бразилии. Киеву до такого хаоса еще расти и расти.

Реклама

Киев со своим видением начал определяться в 2011 году, когда одна уважаемая западная компания подготовила для столицы Стратегию развития Киева до 2025 года. А в прошлом году Киеврада приняла ее новую редакцию, подготовленную другой не менее уважаемой западной компанией.

Стратегия – это и есть видение той цели, которую необходимо достичь, без углубления в проработку каждой отдельной детали. Это признак присущих городу амбиций – то, чем он хочет отличаться, чем хочет выделяться среди других и в чем хочет быть уникальным. Стратегия – это попросту тезисы. Могу процитировать документ.

"Стратегическое видение

Реклама

Киев-2025:

Динамичный, стимулирует инновации

Открыт для бизнеса

Реклама

Комфортный, повышает качество жизни

Зеленый и сбалансированный

Понятный, с прозрачным управлением

Smart City

Уникальный, сохраняет и развивает свою самобытность

Стратегические цели

1. Повышение уровня конкурентоспособности экономики г. Киева

2. Повышение комфорта жизни жителей г. Киева

3. Сохранение исторической самобытности и развитие культуры в г. Киеве".

Подозреваю, что тезис о комфорте для киевлян среди целей появился в результате правки в стенах городской власти. Что обещают электорату? Комфорт, которого, конечно же, в Киеве не хватает.  Под ним обычно принято понимать элементарное удобство городской среды: магазины, детские сады, поликлиники, парки, спортплощадки, отремонтированные дома и т. д. Однако это слишком упрощенная трактовка. Для комфорта в широком смысле как раз  необходимы такие базовые условия, которые и предложили иностранные авторы: конкурентоспособная экономика, стимулирование инноваций, открытость для бизнеса. Там, где стоят закрытые заводы, а вместо них ничего не открыто, никакие парки и стадионы не помогут.

Кроме того, необходимо, чтобы инвестиции гармонично распределялись по городу. Нужно, чтобы формировались новые зоны роста и было как нельзя более понятно, где и какие инвестиции размещать. Зачем магазины, больницы и вообще весь город, если негде заниматься той работой, которая интересна? Деятельностное разнообразие не в последнюю очередь входит в понятие комфорта.

И уж конечно, город должен быть комфортным не только для киевлян, но для деятельности в нем, ведь в формировании городской среды участвуют не только жители. Нужно, чтобы тем же иностранцам было комфортно приезжать сюда и вкладывать здесь в свои проекты.

А вот с этим пока заминка. Потому что, повторюсь, Стратегия – это тезисы, указатели, красивые слова. А нужен инструмент ее реализации, каким должен быть Генплан, которого у Киева фактически нет (формально действующий Генплан давно не работает). В итоге любой иностранный инвестор посмотрит на представленный в тех же Каннах проект и даже пообщается с городской властью и с удовлетворением отметит, что да, есть-таки у нее видение развития города. Но где же четкий план, который гарантирует, что все пойдет именно так, а не иначе? И задумается, а стоит ли связываться с таким городом, в котором даже мэр четыре года в каждом интервью жалуется на хаотичную застройку.

Из мирового опыта: в начале 1990-х стратегический план, объединивший усилия власти и инвесторов, вывел из кризиса Барселону, страдавшую от дефицита бюджета, безработицы и преступности, но выигравшую право проводить Олимпиаду. Тамошние элиты осознали, что все они находятся в одной лодке, и договорились о сотрудничестве. С тех пор турпоток в Барселону, ранее унылый промышленный город с плохой жилой застройкой, увеличился вдвое.

План, нацеленный на создание туристической привлекательности города, был таким: общественные деньги вкладывать исключительно в улицы и площади. Стратегически важным решением стала прокладка дороги вдоль моря, выведшая город к воде. Еще одним – реновация площадей, с которых вывели автомобили.

Генплан Барселоны постоянно обновляется, в нем появляются новые площади, пляжи и прочие объекты. Управление развитием города предельно формализовано. В ходе общественных слушаний собираются предложения. После этого проводится техническая оценка предложенных проектов. Затем материалы передаются специалистам для детальной проработки в генплане.

Хороший генплан должен быть инструментом, объединяющим представителей разных политических сил, активных граждан и бизнеса, в том числе, не побоюсь этого слова, застройщиков.

И мы должны ощутить, что находимся в одной лодке. Записные критиканы ожидаемо скажут, мол, Кличко в одной лодке с застройщиками (которые, конечно же, поголовно алчные злодеи), а мы в другой. Ну так предложите что-то дельное, внесите свою лепту в план развития города. Нет? Тогда тоните сами!