Вместо тысячи слов

14 января 2019, 12:45

Послесловие к Международному дню слова "спасибо", который отмечался 11 января

В календаре этот день значится как Международный день "спасибо". Забавно, что такое расхожее слово, которое мы учим и произносим одним из первых в своей жизни, имеет отдельный день в календаре!

Реклама

"Спасибо" может быть разным: звонким, искренним, выстраданным, изболевшимся, старческим, молодым, детским. "Спасибо" может быть натянутым и сердечным, сказанным словом или делом. Или улыбкой. Или... связанными шерстяными носками.  Миллион оттенков и смыслов.

Когда я узнала об этом особом дне в календаре, сразу подумала о многообразии "спасибо". И о войне… Может быть, потому что война не отпускает. Да, видимо, и не отпустит никогда. А, может, она просто научила ценить и беречь.

Так случилось, что всю жизнь я работала с людьми и их судьбами. Это сложное и одновременно очень важное соприкосновение. Конечно, никто не придет в редакцию поделиться радостью. Почти никогда такого не было. Люди всегда приходили со своими проблемами и бедами, как к врачу. И когда удавалось им помочь, то самая важная благодарность заключалась для меня в отношениях.

Реклама

Но то, с чем мы столкнулись во время войны в Фонде Рината Ахметова, даже сложно передать самыми емкими и точными словами.

В огромных цифрах миллионной помощи и спасенных жизнях при самом близком приближении сольно звучит это многоликое "Спасибо". Нет, не так, душевная благодарность, ни разу не произнесенная даже. Просто выстраданная.

От этой тонкой и высокой ноты порой становилось даже страшно. Когда благодарили люди за то, что помогли вывезти из-под обстрелов не только их, но и старенькую рыжую кошку. Что не отказали в помощи, что принесли домой пакет с гуманитарной помощью неходячему старику.

Реклама

Нет, это много больше, чем благодарность. Это отношение, ради которого нужно было через все это пройти.

Я уже не помню отчества бабушки из Ольгинки (поселка на самой кромочке фронта), которая передала Ринату Ахметову носки. Обычные шерстяные носки, связанные на пяти спицах в маленьком домике, пока есть свет. Я запомнила очень хорошо эти носки. И тепло, переданное через сотни километров.

В эти годы много было разных символичных вещей, запомнившихся своей душевностью. И для меня это самый ценный и самый важный багаж. 

Страшная зима 2015 года.  Обстрелы и морозы были, кажется, непрекращающиеся, а состояние людей непередаваемо сложным – много погибших, раненых.

Колонны с гуманитарной помощью Штаба Рината Ахметова сопровождал директор Фонда, сильный и очень крепкий духом человек.  И вот как-то звонит он мне и срывающимся от волнения голосом рассказывает, как шла колонна из машин Штаба по заснеженному и полуживому городу и как люди махали приветственно ей. А на Артема, возле Собора, вышедшие после службы люди крестили наши машины – как в дорогу мать крестит ребёнка.

Вместо тысяч слов и цифр. Только взгляд и одно движение...