Вопрос цены на газ – это просто разница между теми, кто будет вас держать за яйца

22 июля 2015, 16:54

Представьте себе, что вы плывете под водой с аквалангом. И всё хорошо: вокруг рыбки, дайверы и затонувшие корабли… И вдруг! Вы зацепились трусами за якорь затонувшего крейсера. И так зацепились, что вырваться – никак! Вы уже думаете, что к чёрту гордость и трусы, можно и голым вырываться, лишь бы живым, но тут оказывается, что зацепились не только трусы, а ещё и… в общем, что-то или кто-то вас держит за… и какие-то ремни не расстегиваются.

Реклама

Вот уже на манометре стрелка зашла на красную шкалу, и голова кружится от недостатка кислорода, и вы начинаете панически размахивать руками, привлекая к себе соседей и спасателей, и вдруг, откуда ни возьмись, к вам подплывает…

Интригу я постараюсь оставить напоследок, но если вам лень читать до конца, знайте, что рецепты от всех болезней есть у шарлатанов и политиков. А пока я не буду рассказывать о том, как надо было поступать, чтобы не попадать в такие ситуации, а расскажу вам о главном законе экономики, который сформулировал Джек Лондон: всякая вещь стоит ровно столько, за сколько её можно продать.

Вот скажите мне, воздух кому-то принадлежит? Конечно, двумя абзацами ранее я привёл вам такой пример, после которого вы задумаетесь, прежде чем ответить, но предлагаю вам поэкспериментировать, оторвать глаза от экрана и спросить у окружающих: "Петя, Вася, как ты считаешь, воздух кому-то принадлежит?". Нет, лучше не так. Спросите строго: "Петр, ты слышал, что олигархи решили нам продавать воздух?". Или нет! Ещё лучше! "Петя, Вася, вы слышали, что теперь правительство решило ввести дополнительный налог на воздух, который нам продают олигархи?".

Реклама

Голова идёт кругом от таких вопросов.

Так вот, вы всё так же под водой, с зафиксированной промежностью, и к вам подплывает Юлия Владимировна Тимошенко и говорит:

- Я з вами згідна повністю! Повітря повинно бути безкоштовним, так як наші компресорні станції, на березі, під керівництвом НАК "Нафтогазу", виробляють його достатньо...

Реклама

Вы в восторге киваете головой и показываете на датчик углекислого газа в крови.

-...і я обов’язково доб’юся дешевого та доступного газу для всіх, коли ми переможемо на наступних виборах!

И вы понимаете, что до следующих выборов можете не дожить, и в голову закрадывается подленькая мысль, что, может быть, вы зацепились за что-то на дне не случайно.

И тут, вдруг, к вам подплывает глава НАК "НАФТОГАЗ" Андрей Коболев и говорит, что воздуха у нас, мол, маловато, но они постараются закупить его у словаков, но осенью, не сейчас. Ну, в крайнем случае – зимой у Газпрома. Как в прошлом, 2014 году: всё лето пытались купить у словаков, а зимой купили у Газпрома.

Вы уже начинаете задыхаться окончательно, и в бреду, вы видите, как к вам одновременно подплывают Путин с Медведчуком и Порошенко с Обамой, и предлагают подписать завещание.

 

Я не понимаю, что может быть глупее вопроса, "сколько должен стоить газ?". Это так же глупо, как спрашивать, "должен ли воздух что-то стоить для жителя Украины?", когда одни жители живут на земле, на её поверхности, а другие жители живут под водой, под куполом. Да! Воздух бесплатный там, наверху, на поверхности, где он в изобилии и никому не нужен, но здесь, у нас, под куполом, он стоит ровно столько, за сколько его нам продадут. И дело не в том, сколько у вас денег на его покупку – цена от этого не зависит. Просто у кого не будет денег заплатить за него цену продавца – умрут. 

Вопрос не в том, сколько стоит природный газ на глубине до пяти или глубже пяти километров – этот газ там, в глубинах земли, никому не нужен – там даже гномы не живут. Вопрос в том, сколько природного газа нам необходимо, чтобы выжить.

Украина потребляет 45 миллиардов кубометров газа, а добывает едва 20. Восемьдесят процентов товаров, которые мы покупаем за доллары, – это углеводороды (нефть, газ, бензин, конденсат, мазут). Пока потребление газа будет больше, чем его добыча, вопрос цены на газ – это просто разница между теми, кто будет вас держать за яйца на дне той ямы, которую мы сами себе выкопали.

Вас кто-то сильно обманул, сказав, что он может договориться о цене на газ, потому что это не деньги определяют его стоимость, а его наличие, доступность определяет, можете вы назначать цены на газ, или цену назначают вам.

В 1970 году Украина обеспечивала наличие 70 миллиардов кубометров газа и 15 миллионов тонн нефти на рынке европейской части СССР, поставляя газ из Дашавы в Киев, Минск и Москву. Поэтому с Украиной считались.

Затем немцы развернули газовый поток вспять, и в конце 80-х стали поставлять газ с Севера России в Европу, обеспечив себе к 2010 году 30% рынка Европы.

Для меня многое понятно в этом раскладе, а вам?

Так ещё раз, поднимем голову от экрана и спросим: "Петя, Вася, ты согласен, что тот, кто продаёт газ в подводный купол, тот этим куполом и руководит? Ты бы почем жителям купола газ продавал?"