Войны начинают, когда хотят, а заканчивают, когда могут

7 ноября 2018, 08:23

К столетию окончания Первой мировой войны

28 июля 1914 г. девятнадцатилетний сербский студент, член организации "Молодая Босния" и террористической группы "Черная рука" Гаврило Принцип убивает в Сараево эрцгерцога Фердинанда и его беременную супругу. Наследник Австро-Венгерского престола, который имел амбицию преобразовать империю в модерновое государство, умирает на глазах многочисленных обожателей, которые вышли на улицы его приветствовать. Этот террористический акт быстро раскрутил маховик международной вражды и втянул в невиданную до тех пор мировую войну десятки государств по всей планете.

Реклама

Несколько дней назад мне удалось снова побывать в Сараево на месте гибели эрцгерцога Фердинанда – на набережной реки Миляцка, которая полностью простреливалась войсками боснийских сербов, в 1992-95 гг. державших в осаде Сараево 1400 дней (в полтора раза дольше, чем блокадный Ленинград). Будучи историком-международником, вспомнил, как дипломаты нескольких важных европейских стран попробовали предотвратить безумие начала Первой мировой войны. Но в 1914 г. при принятии значимых политических решений балом правили не дипломаты, а генералы и ура-патриоты, которые вынудили руководство своих стран и общественность принять будущую войну как благо для своих стран. Не удивительно, что позже активный участник Второй Мировой и будущий президент США Дж. Кеннеди написал: "Война — это слишком серьезное дело, чтобы ее доверять генералам". Поэтому современная европейская практика требований к личности, которая возглавляет министерство обороны – это обязательно должен быть гражданский человек и, желательно, интеллектуал.

Первой мировой предшествовала невиданная по размерам пропаганда войны. Недаром в уставе ЮНЕСКО записано – "войны начинаются в умах людей". Если бы население передвоенной Европы только приблизительно предполагало, к каким трагическим результатам приведет надвигающаяся война, то, наверное, разорвало бы на части всех ее инициаторов и пропагандистов. А так, каждый европейский народ глубоко в душе надеялся на обязательно победную и короткую по времени войну – однако тщетно. Все усилия дипломатов избежать страшной развязки не удались. Ведь как писал Х.Джонсон, "первой жертвой войны всегда становилась правда". А не допустить войну куда труднее, чем побудить к ней.   

Итак, один из самых широкомасштабных конфликтов в истории человечества привел к гибели 10 млн. солдат и 12 млн. мирных жителей, около 55 млн. чел. получили ранения. В этой войне Российская империя потеряла 9,15 млн. чел. – больше чем любая другая страна. Украинцы составляли 30% потерь российской армии и 45% гражданского населения. К этому прибавьте украинские потери в составе Австро-Венгрии. Театр военных действий – территория Украины, где украинцы воюют друг с другом в составе враждующих армий. Страшное событие в истории украинского народа.

Реклама

На войну Россия мобилизовала 12 млн. чел., Германия -  11 млн. чел., Великобритания с колониями – 8,9 млн. чел, Франция с колониями – 8,4 млн., Австро-Венгрия – 7,8 млн. чел., Италия – 5,6 млн. чел. Всего было мобилизовано 65 млн. чел., из которых 8,54 млн. чел. погибли или умерли от болезней, раненых было 21,2 млн. чел., всего жертв войны – 37,5 млн. чел. Как говорил Вольтер: "трагедия войны в том, что все лучшее, что есть в человеке, используется для совершения худших преступлений".

По окончанию Первой мировой распались четыре империи – Российская, Германская, Австро-Венгерская, Османская. Своеобразный итог Первой мировой войны подвел ее очевидец и современник, влиятельнейшый британский политик Н. Чемберлен : "На войне не бывает выигравших – только проигравшие". И это правда. До конца не осознав этого, через одно поколение – 21 год, человечество снова вступило в новую, еще более кровавую Вторую мировую войну. На этот раз ее инициаторов судили в международном суде. Это было важно и показательно. Судили в Международном суде в Гааге  и всех инициаторов и злодеев войны в ходе распада бывшей Югославии. Только в Боснии и Герцеговине было убито свыше 100 тысяч человек, из них каждый десятый в осажденном Сараево. В городе оставили много мест, которые бы постоянно напоминали жителям и приезжим об ужасах военной блокаы. Уверен, что не уйдут от ответственности и военные преступники, совершившие преступления на Донбассе. Суд над ними станет жирной точкой в реинтеграции временно оккупированой территории в конституционно-правовое поле Украины. Но до этого нам всем нужно еще пройти свой непростой, порой тернистый путь.