Воздвиженья 27 сентября. Праздник змеиной богини?

27 сентября 2017, 08:38

Змеевик. Черниговская гривна Владимира Мономаха

Реклама

Праздник Воздвиженья 27 сентября должен напоминать всему православному люду о важном событии – Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня, найденного в Иерусалиме около горы Голгофы императрицей Еленой.

Но у нас в этот день вечно вспоминали о чем-то другом. Так, добрым христианам Крестовоздвиженская церковь в Киеве напоминала о ином кресте – поставленном Андреем Первозванным на киевских холмах. А не слишком добрые помнили, что Воздвижение – змеиный день, да еще и осенний шабаш ведьм!

"Пид Здвиження" ведьмы собираются на шабаш на Лысой горе. А вот обычные люди на Возвиженье в горы и леса не ходили – слишком велика была опасность повстречать целые полчища змей, больших и малых.

Реклама

О главном легендарном Змие Киева я писала в прошлом году. А ныне хочу вспомнить иную – забытую легенду Девицу-Змеевицу.

Девица-Змеевица. Рисунок Лады Лузиной

Реклама

И тут мне придется быть краткой. Змееногая богиня – загадка, которая не имеет разгадки.

Достоверно известно лишь три вещи:

1. Ее портрет украшает десятки змеевеков XI-XVI веков. Змеевик – защитный амулет с изображением змеедевы и православных святых – свидетельство вполне гармоничного двоеверия Киевской Руси, где язычество и христианство вовсе не бились смертным боем, а мирно помещались на разных сторонах одного медальона как две стороны одной луны, вещественное воплощение той самой двойственности Киева – Города Ведьм и Города Веры.

Древнерусские змеевики

2. Она – ЖЕНЩИНА. Слишком явственно выраженная женская грудь не оставляет места для двух мнений.

3. Она – свидетельство существования богини, о которой мы ничего (!) не знаем. И, возможно, никогда не узнаем! Она – материальное подтверждение нашего Неведения, доказательство тысячи тайн древнего Киева, до сих пор недоступных нам. Она словно предостережение от чрезмерного самомнения историков, забывающих упомянуть, сколь мало на деле нам известно о далеких веках… языческая магия Киева заперта от нас в сундук, и мы можем лишь подглядывать в замочную скважину – ключ потерян.

Самый известный змеевик – золотая Черниговская гривна, якобы принадлежавшая князю Владимиру Мономаху, была найдена XI веке (ее копию можно увидеть в киевском музее Михайловского монастыря).

Несмотря на определенное сходство древнерусской Девицы-Змеевицы с Медузой Горгоной и со змееногой богиней скифов, у историков нет однозначного ответа, можно ли считать змеедеву заморским божеством, которое забрело (заползло) к нам из других стран, или змеевица – наша соотечественница?

Возможно, дева на змеевике – портрет древнерусской красавицы княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала, случайно наступив на змею, и под содрогание земли родила на свет сына – былинного Вольгу (прототипом коего по версиям некоторых историков был киевский князь Вещий Олег)?

Или Девица-Змеевица – любовница Змея киевская чародейка Маринка, убитая Добрыней Никитичем? Или это змеиная богиня, с которой, по Геродоту, повстречался в наших землях Геракл? Мы можем только гадать.

Однако в украинских преданиях существует Девица-Змеевица – притом дама она незловредная и вполне может стать и добрым другом, и хорошей супругой, о чем упоминает Милорадович в своих "Очерках по украинской демонологии": "…в сказке, которую я записал на Лубенщине, вокруг шеи сонного мальчика обвилась змея и превратилась в царевну из каменного царства. Она потом всю жизнь помогала своему любимцу, меж прочим, подарила ему сорочку из змеиной кожи… другая сказка, которая тоже записана на Лубенщине. В ней хлопец подпалил копну, где пряталась змея. Змея вылезла, превратилась в девушку, вышла замуж за парня и жила с ним до тех пор, пока он не обозвал ее гадиной".

Иллюстрация И. Вишинского из книги М. Милорадовича "Украинская ведьма" ("Очерки по украинской демонологии")

А исследователь украинских сказок Андреев считал, что сюжеты о жене-змее присущи прежде всего украинскому фольклору.

Любопытно, что в Киеве "логове змиевом" – Городе, собравшим так много змеиных сказаний, что змей мог бы считаться любимым домашним животным наших предков, изображение змея встречается редко.

Но из трех известных мне Змиев, обвивающих здания Киева, аж двое имеют ярко выраженную дамскую сущность – женскую грудь.

Быть может, еще 100 лет назад архитекторы еще что-то знали?

Грудастые змеи под аркой дома на Ярославовом валу, 1

Из будущей книги "Киев. Город ведьм".