Время подвести итоги и подумать о будущем

10 декабря 2018, 13:25

2018 год подходит к концу. Если бы художник с внешнеполитическим воображением мог изобразить уходящий год на холсте, это вполне могло бы быть огромное грозовое облако, внутри которого переливаются оранжевым огнем тысячи молний, сплетенные в тугой огнедышащий клубок. Гроза еще не началась и, возможно, все утихнет; однако предчувствие приближающейся непогоды остается очень острым.

Главным итогом 2018-го стало то, что мы выстояли и выжили. Обострение противостояния США с Китаем, президентские выборы в России и промежуточные выборы в Конгресс показали, что в основных центрах современного геополитического треугольника сценарии кардинальным образом не меняются, разве что актеры, да и то – на второстепенных ролях. Впрочем, кое-какие события порадовали новизной. В частности, удалось избежать возникновения новых конфликтов, а ситуация в Сирии стала как бы понемногу затухать. К концу года разгорелся скандал вокруг Саудовской Аравии в связи с убийством оппозиционного журналиста, Ангела Меркель объявила об уходе из политики, Макрон продемонстрировал амбиции на формирование "нового мирового порядка дня", тут же сведенные на нет протестами "желтых жилетов", а в мире уже понемногу стали привыкать к предсказуемо непредсказуемому Трампу, неожиданные решения которого в первый год его каденции ставили в тупик самых искушенных аналитиков. Его намерения встретиться с Путиным сначала в Париже, потом в Буэнос-Айресе, как и приглашение посетить Вашингтон с визитом, остались нереализованными, что, несомненно, хорошо, учитывая, как все прошло в Хельсинки. Угрозы выйти из соглашения с Ираном и вернуть на место достаточно жесткие санкции стали реальностью, что создало новые очаги напряжения. Торговая война с Китаем, принесшая некоторые дивиденды одним американским компаниям и нанесшая ущерб другим, завершилась перемирием – и это очень хорошо. Китай при этом проявил присущую конфуцианскому обществу выдержку и терпение – и это ожидаемо. Как ожидаемым оказалось и то, что Украина продолжила навигацию в бурных водах современной международной жизни по-прежнему апеллируя к международной помощи в большей мере, чем к собственному расколотому олигархами, популизмом и государственным бардаком обществу.

Реклама

Важным положительным фактором, который сложно отрицать в свете последних событий в Азовском море, стал возросший за минувший год уровень нашей дипломатической службы, закаленной за пять лет войны, которая сумела переиграть россиян как на двусторонних площадках, так и в международных организациях. Однако при этом проявился и негатив – резко возросшее количество негативных публикаций в ведущих западных изданиях в связи с введением военного положения. Этот факт – свидетельство крайне недостаточной коммуникации, которая должна была бы осуществляться не только и не столько государственными структурами (мнение государства в таких случаях всегда рассматривается на Западе, как пропаганда), сколько экспертной средой, полностью исключенной не только из процесса принятия решений, но и их донесения до сведения зарубежной аудитории. Полученные из Foreign Affairs, Politico, Washington Post, National Interest  и других мест сигналы стали "третьим звонком", после которого поднимется занавес и начнутся предвыборные представления. Если уровень коммуникаций не изменится, нам будет очень трудно противостоять российской пропаганде, которая, уж будьте уверенны, настроена крайне агрессивно. Там патроны поднесены, смазка подобрана по погоде и типу оружия, все ждут только команды "фас" из Кремля. Это есть "их последний и решительный бой".

Никакие инвестиции в дипломатическую службу не дадут так необходимого результата, если вместо сжатого кулака будем сражаться с агрессором растопыренными пальцами, без ясной и четкой концепции внешней политики, откровенного общественного диалога по горизонтали  – между политическими силами и по-вертикали – между так называемой "элитой" и обществом. В уходящем году особенно очевидной стала усталость от ассоциаций международного имиджа Украины, которые доминируют в экспертных опросах и публикациях даже среди наших друзей, – война с Россией, Голодомор и коррупция (раньше четвертым "имиджевым" проектом в этом списке был Чернобыль, однако со строительством "арки" о нем больше никто не вспоминает). Отдельные прорывные успехи в экономике, спорте, искусстве, дипломатические победы в международных организациях свидетельствуют о том, что огромный, но весьма эпизодически используемый потенциал в сорокамиллионной стране все еще присутствует; вопрос в том, как запустить социальные "лифты", которые не только обновят элиту, но и позволят понизить градус напряжения в обществе, подогреваемого как снаружи, так и изнутри.

Что же делать? Прежде всего, необходимо перейти от нервного реагирования на "непредвиденные" ситуации к их системной локализации. Если враг сосредоточил на наших границах огромные военные соединения, необходимо системно и тихо, профессионально и последовательно строить систему обороны, а не превращать этот процесс в ситуативную кампанию. Если необходимо повышать цены на газ – расскажите каждому украинцу, как работают в нашей стране газовые аукционы (если они, конечно, есть), и как складывается эта цена. Проведите все возможные переговоры по новым поставкам газа, откройте данные об объемах и стоимости газа собственной добычи. В воюющей стране государство должно быть сильным. Но если оно не в состоянии навести элементарный порядок даже с регистрацией автомобилей и незаконной парковкой; наладить функционирование газового рынка и остановить застройщиков, уродующих города и уничтожающих историческую инфраструктуру; обеспечить инвестиции в образование, высокие технологии и свободное развитие предпринимательства, чтобы удержать в стране талантливую молодежь и предприимчивый средний класс, то о каком доверии и поддержке может идти речь? Нормальная среда обитания должна быть не только в Новых Петровцах и Конче-Заспе, но и во всей остальной части страны. Следующий год во многом будет решающим, а потому – нелегким. В Кремле все ставки – на смену курса Украины на разрыв с "совком", возврат в российское "стойло", и давление будет просто огромным. Один мудрый человек сказал, что прошлое подобно черной дыре – если в него все время всматриваться, оно засасывает, и в России мы отчетливо видим подтверждение этой мысли. В 2019 году исполняется 365 лет со дня Переяславской рады. Это число, равное количеству дней в году, как бы само говорит о завершении исторического периода, и о том, что пора исправить роковую ошибку, когда силой и обманом Украину загнали в стойло московского царя. Но этого нельзя сделать в обществе, где грузчики получают вдвое больше профессоров в университетах, а пицайола – как высококвалифицированный врач после реформы. Чувство самосохранения могло бы подсказать нынешней элите, что инвестиции в интеллект, а не распил бюджета, современная ресурсно-эффективная инфраструктура, а не коррупционные схемы регулирования тарифов, элементарный порядок, ощутимый на всех уровнях общества, а не популистские лозунги и кампании являются теми инструментами, которые позволят стране дышать и развиваться. Тех "деловых людей", которые рассчитывают выжить и "при русских", ждет огромное разочарование. Украина для них – "историческая ошибка", а украинцы – любые – хороши только, как вспомогательный материал. Четвертое столетие учим, но никак не выучим урок.  

Реклама

Невозможно отрицать возросшее уважение в мире к украинскому паспорту, системную работу по предоставлению Томоса, поддержку цивилизованного мира в противостоянии с Россией. Однако наша внутренняя украиноцентричность не должна вводить в заблуждение – у наших друзей и партнеров есть свои, часто не совпадающие с нашими, приоритеты. В будущем году не только у нас выборы, но и в Европейский парламент, и это в условиях активизации популистских и праворадикальных сил, и на фоне запланированного Brexit. США вступают в новый двухгодичный предвыборный цикл, и Трамп, разумеется, намерен переизбраться в 2020 году. С Китаем, который был объявлен в США главным внешнеполитическим вызовом, у него только перемирие, и неясно, как дальше пойдут торговые переговоры. В ОПЕК+ снова договорились о снижении добычи, а это значит, что США вынуждены будут вступить в борьбу за рынки и цены на нефть в одиночестве. В следующем году истекает наш транзитный контракт с Газпромом и будущее украинской ГТС погружается в непроницаемый туман, что крайне нервирует европейских потребителей российского газа. "Украинский вопрос" никуда не денется с повестки дня, ведь, как сказал Путин в Буэнос-Айресе, "война будет продолжаться, пока нынешнее правительство остается у власти". Он, конечно, лукавил. Его интересует не просто смена правительства, а приход власти тех сил, которые вернут Украину в сферу влияния Москвы. Выбор за нами. С наступающим!